Суицидальное поведение

ЗНАКИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

 

Поведенческие признаки:

  • внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
  • употребление спиртного и/или наркотических средств;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);
  • безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
  • безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
  • внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

 

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления,

свиде­тельствующие о суицидальной угрозе:

  • невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любы­ми средствами;
  • разочарование в удовлетворении психологических потребностей (по­требности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
  • поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
  • присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невоз­можность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
  • конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предот­вратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

 

Словесные ключи:

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленно­сти жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • самообвинения;
  • сообщение о конкретном плане суицида.

 

Поведенческие ключи:

  • раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
  • написание «записок-завещаний»;
  • несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, пита­ния;
  • самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активно­сти;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • склонность к неоправданно рискованным поступкам.

 

Ситуационные ключи:

  • психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ре­бенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публич­ное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

 

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чув­ство и ревность;
  • переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • страх позора, насмешек или унижения;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать непри­ятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, пуб­ликаций в СМИ («синдром Вертера»).
свернуть

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показа­нием ряда следующих мероприятий:

  1. Информирование родственников подростка о суицидальной опас­ности или действиях.
  2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в шко­ле, так и в семье.
  3. Привлечение для консультации детского психиатра или психоте­рапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

 

Алгоритм действия при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:

 

А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцина­ций, психомоторного возбуждения).

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно ра­зубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди переста­нут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не мо­гу разбиться, сейчас я вам это докажу ...»).

Галлюцинации характеризуются  тем,  что  пострадавший   переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный мо­мент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голо­са, видит людей, чувствует запахи и прочее). В данной ситуации требуется:

  1. Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи.
  2. До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не на­вредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представ­ляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного.
  3. Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредо­вую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) не­возможно.

Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечу­щееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реаги­рует на замечания и просьбы).

В данной ситуации:

  1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  2. Изолируйте от других учащихся.
  3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хо­чешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
  4. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с час­тицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги - стой», «Не размахивай руками - опусти руки», «Не кричи - говори тише»).
  5. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может сме­ниться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия — один из непроизвольных способов, которым организм чело­века «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.

В данной ситуации:

  1. Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один).
  2. Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул).
  3. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
  4. Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истери­ки).

Плач с суицидальными высказываниями.

В данной ситуации:

  1. Не оставляйте его одного.
  2. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
  3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах.
  4. Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выпла­каться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  5. Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.

Истерический припадок (длится от нескольких минут до нескольких ча­сов).

Основные  признаки:  сохраняется  сознание,  чрезмерное  возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщен­ная, быстрая, крики, рыдания.

В данной ситуации:

  1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.
  2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить пред­мет, резко на него крикнуть).
  3. Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды»,«Умойся»).
  4. После  истерики  наступает упадок  сил.  Уложите  пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.
  5. Не потакайте его желаниям.

При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение.

Особенности коммуникации:

  • сохранять понимающую и вежливую позицию;
  • дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
  • принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относить­ся серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усилива­ется;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • избегать моральных оценок и директивного тона в беседе; проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  • избегать невыполнимых обязательств;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально кон­кретные);
  • избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в буду­щих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья - детские психиатры, психотерапевты, психологи).

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Что нужно делать классному руководителю, если он отметил у себя в классе подростка, в отношении которого появилось подозрение, что он склонен к совершению суицида?
развернуть

 

Для начала, чтобы развеять или подтвердить своё подозрение, что подросток в настоящий момент склонен к суициду, необходимо выполнить ряд следующих действий:

  • крайне осторожно переговорить с его друзьями и другими одноклассниками, не раскрывая им цель разговора и не показывая явный интерес к его поведению;
  • переговорить с другими педагогами школы, работающими с этим классом, на тему – не замечали ли они отклонения в поведении подростка;
  • найти нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, для того чтобы оценить состояние семейной атмосферы, наличие конфликтов, переговорив с родителями и близкими;
  • если подросток посещает секцию и (или) кружок, то нужно пообщаться с его руководителем, обсудив его успехи, проблемы и поведение;
  • провести классный час или иное мероприятие, на котором поговорить с учениками на тему их отношения к своему будущему, об их жизненных планах и профориентации, о компьютерных играх, которые популярны у подростков, оценив в ходе бесед реакцию подростка, вызвавшего Ваше подозрение;
  • переговорить с самим подростком, найдя относительно нейтральный повод для беседы, например, о результатах учёбы по какому-либо учебному предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо проблем.
  • поставить в известность администрацию, школьного психолога, родителей.

Все указанные действия необходимо проводить очень осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред.

свернуть
поделиться в: