Общение

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

 

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
свернуть

Памятка для родителей и педагогов по общению с ребенком

  1. Дорожите доверием и любовью ребенка к Вам: это самое ценное, что есть у ребенка для Вас.
  2. Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое Вы уделяете ему.
  3. Слушайте ребенка сердцем – это самое чуткое, что у Вас есть.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим, и он неповторимый.
  5. Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.
  6. Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и Вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.
  7. Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.
  8. Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.
  9. Не разрушайте личность ребенка оскорблениями и пренебрежением.
  10. Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права. 11. Согласуйте требования, которые Вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.
  11. Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?
  12. Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он ее не знает.
  13. Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.
  14. Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.
  15. Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на Вас.
  16. Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание. Если одобряете – одобряйте искренне. Если Вы говорите одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.
  17. Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от Вас и непохожую на Вас.
  18. Если ребенок проявляет чувства – не хвалите и не ругайте его за это. Этим Вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
  19. Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей. Поговорите с ним наедине.
свернуть

Упражнения для развития интеллектуальной одаренности на уроках

Сундук мудрости

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.

Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.

Симпозиум

Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, незнайка, доцент, академик и т.д. Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

В гостях у сказки

Дан учебный текст. Его необходимо прочитать. Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность придуманного, юмор и необычность сюжета.

«Изюминка»

Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. После заслушиваются участников. Что нового они узнали из данного материала?

Необычный доклад

Читается текст. После надо передать содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передать такую записку соседу справа. Затем каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Ведущий: «Кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие?»

Миниатюра

Все участники распределяются на группы по 3—4 человека. Читается учебный материал, а затем каждая группа должна изобразить существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста. Затем следует обсуждение в группах прочитанного текста, выделение в нем главного. Оцениваем по десятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость и оригинальность изучаемого текста.

Совет добровольных обществ

Как известно, у каждого из есть какое-то хобби (т.е. любимое увлечение). Давайте представим, что все мы — общество охотников, орнитологов, нумизматов, рыболовов или автомобилистов. В общем, выберем, какое будет общество. После зачитывается заданный учебный текст как бы глазами выбранного специалиста. По очереди участники задают ему вопросы по тексту, исходя из того, что все являются членами этого общества. То есть задают вопросы по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только термины избранного общества. Кто задает вопросы с нарушением правил — выбывает из игры. Следует стараться придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому относятся участники. Выигрывает тот, кто останется.

Обнаружение ошибки

Участники читают учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Важно, чтобы все поняли содержание и главную мысль прочитанного текста. Теперь будет предложен этот же текст, но с измененным в определенных пределах содержанием. Основная задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. После самостоятельной работы каждого все вместе обсуждаем текст. Участники приступают к просмотру вновь предложенного текста. Помечают у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Через несколько минут обсуждают исправления. Смотрят, кто, сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Начинают с того, кого укажет ведущий. После обсуждения текста, если не все неточности замечены играющими, получены недостаточно точные и полные ответы: нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущения.

Занимательные истории

Участники знакомятся с учебным текстом. Они стараются мысленно выделить в нем ключевые слова. А затем на листочек в столбик выписывают эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько получится. Столбики готовы. Теперь начинается такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю.

История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом проводится конкурс, кто придумал самую занимательную и оригинальную историю на базе этих слов. На подготовку истории на основе выписанных ключевых слов отводится одна минута. Можно делать пометки на листочке, можете это делать в уме.

На завершающем этапе проводится конкурс забавных и занимательных историй, которые получились. Ведущий последовательно предоставляет слово всем желающим. Оцениваются результаты.

свернуть

Рекомендации по работе с высокомотивированными детьми для учителя

  • Развивайте свой интеллект, пополняйте копилку своих знаний (и не только по предмету). 
  • Позволяйте детям исправлять ошибки, если вы их допустили, не бойтесь выглядеть смешным.
  • Совершенствуйте свое чувство юмора, но бойтесь сарказма ( одаренные дети очень ранимы).
  • Изучайте индивидуальные особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Создавайте благоприятную атмосферу на уроке, т. к. она способствует развитию познавательной активности ребенка.
  • Уделяйте внимание индивидуальной работе с одаренным ребенком в классе.
  • Помните о том, что у одаренного ребенка часто завышена самооценка, но не ставьте это ему в вину.
  • Используйте проблемно- исследовательский метод на уроке. 
  • Будьте готовы к тому, что у одаренного ребенка может быть нестандартное мышление, не отвергайте высказанные им идеи.
  • Стремитесь к тому, чтобы обучение носило творческий, а не репродуктивный характер.
свернуть
поделиться в: