Психологическое здоровье

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
развернуть

 

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

  • Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
  • Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны
  • (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).
  • Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
свернуть

КАК ОКАЗАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

Структура разговора  и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки несовершеннолетним:

  1. Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
  2. Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось
  3. Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»
  4. Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг
  5. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
  6. Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг
  7. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

Если подросток говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа:

«Ненавижу учебу, школу, учителей и т.п.»

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?» 

- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»

-  «Когда я был в твоем возрасте...» 

-  «Да ты просто лентяй!»

 

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

-«Кому именно?» 

- «На кого ты обижен?» 

- «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение.

Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим, о чем ни будь другом»

«Вы меня не понимаете!»

«Что я сейчас должен понять. Я действительно хочу это знать»

- «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

- «Я очень хорошо тебя понимаю»

«Я совершил ужасный поступок…»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится? ...»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

свернуть

Рекомендации педагогам по сохранению психологического здоровья учащихся

  1. Моделируйте образовательную среду урока, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
  2. Создайте на уроках благоприятный психологический климат, атмосферу терпимости и доброжелательности.
  3. Учите учащегося видеть свою меру ответственности в происходящих с ним событиях, его действиях, поступках.
  4. Помогайте учащемуся овладевать деятельностью пошагово, каждый раз выделяя критерии успешности в движении к намеченной цели.
  5. Соизмеряйте требования к учащемуся с его реальными возможностями.
  6. Учитывайте состояние здоровья учащегося. Особенности поведения учащегося зависят даже от незначительных отклонений в работе центральной нервной системы.
  7. Учитывайте возрастные психолого-педагогические особенности.
  8. Отделяйте поведение, поступки учащегося от его намерений. Помните, что намерения обычно бывают хорошими, а вот способы их реализации не всегда приемлемыми. Осуждая поступок, не осуждайте учащегося.
  9. Старайтесь замечать даже небольшое движение учащегося в реализации намеченной цели.
  10. При проведении контрольных работ будьте доброжелательны, не запугивайте учащихся сложностью предстоящей работы или возможными негативными последствиями неудачи.
  11. Постарайтесь обращаться к учащемуся, используя позитивные слова.
  12. Помните, что Ваше настроение передается группе, контролируйте свои эмоции.
  13. Используйте на уроке разнообразные задания и виды деятельности, чтобы каждый учащийся смог проявить себя.
  14. Придерживайтесь демократического стиля педагогического взаимодействия с ребенком. Сотрудничество оптимальный стиль взаимодействия.
  15. Обязательно оказывайте ребенку психолого-педагогическую поддержку. Истинная поддержка основывается на акцентировании способностей ребенка, его положительных сторон. Помогайте учащемуся обрести уверенность в своих возможностях справиться с поставленной задачей.
  16. Дайте возможность учащемуся пережить хотя бы незначительный успех на занятии, используйте позитивное подкрепление.
  17. Соблюдайте золотое правило педагогики: хвали при всех, ругай по- одиночке.
  18. Учитывайте индивидуально-психологические особенности учащегося при похвалах и порицаниях: экстравертам требуется больше словесных поощрений, интроверты судят о вашем отношении по действиям и поступкам. Одному учащемуся достаточно маленького замечания, а другой не реагирует даже на серьезные порицания.
  19. В любой ситуации выручает мягкий юмор. Он позволяет разрешить ситуацию, сохраняя психологическое благополучие всех ее участников.
  20. Старайтесь думать об учащихся позитивно, так как учащиеся «чувствуют» отношение педагога на расстоянии. Будьте доброжелательны.
  21. Формулируйте свои мысли в виде Я - высказываний. Например:«Мне хотелось бы, чтобы ты еще поработал над своим сочинением». Избегайте ненужных вопросов: «Ты собираешься дорабатывать свое сочинение?» Такие вопросы несут в себе негативное отношение и вызывают раздражение ребенка.
  22. Особое внимание уделяйте детям-интровертам на уроках. Такие дети мало говорят на уроке, редко поднимают руку. Важно, чтобы учитель умел видеть по ребенку, что тот мысленно работает вместе с ним и готов ответить. Интровертный учащийся ждет, когда педагог сам обратиться к нему, и может не поднять руку даже тогда, когда очень хорошо знает учебный материал. Если ребенок-интроверт, редко поднимающий руку, поднял ее, учителю стоит отдать ему преимущество перед детьми-экстравертами, т.к. вряд ли он поднимет руку во второй и, тем более в третий раз. Учащегося же экстраверта не смущает тот факт, что учитель «не замечает» его руку и он настойчиво будет поднимать ее еще и еще.
  23. Старайтесь уделить внимание интровертному ребенку и во вне- классной работе, так как он ответственный человек. Он тщательно выполнит порученную ему работу, однако никогда не попросит ее сам. Таким образом, интроверт часто остается не у дел, так как, по мнению учителя он сам не хочет ничего делать.
  24. Соблюдайте требования СанПина, не перегружайте учащихся домашними заданиями. Помните, что когда на человека сваливается такое количество дел, которое он явно сделать не в состоянии, срабатывает психологическая защита и человек не  делает  ничего, даже того, что мог бы сделать.
  25. Соблюдайте чувство меры, предлагая распространенные ныне «творческие» задания, сочинения, рефераты, рисунки к рассказам, составление кроссвордов и т.п. Отрицательные стороны неразумного использования творческих заданий их выполнение требует гораздо большего времени, чем выполнение обычных, стандартных заданий, не все учащиеся умеют и любят рисовать или сочинять, и слишком частое обращение к таким заданиям их раздражает.
  26. Равномерно распределяйте поручения и обязанности. Учащийся никогда не станет ответственным, если ему не за что отвечать.
  27. Следите за тем, чтобы общественные роли и поручения менялись. Важно, чтобы учащийся нашел свою нишу, выбрал свой стиль, а это возможно, если он попробует себя в разных ролях.
  28. Устраивайте в середине урока минутки отдыха: это может быть физкультминутка или удачная шутка, помогающая снять утомление.
  29. Следите, чтобы в кабинете постоянно был доступ свежего воздуха, так как в душном помещении резко снижается работоспособность учащихся.
  30. Стремитесь, чтобы чаще во время занятия присутствовал диалог, вместо монолога, так как обсуждение в группах дает 50% усвоения, обучение практикой действий 70%, а выступление в роли обучающего 90%.
  31. Во время занятия необходимо задействовать все каналы получения информации, избегайте перегрузки одного(слухового, зрительного или др.)
  32. Анализируйте формы и методы воздействия на личность учащихся, старайтесь пользоваться наиболее эффективными, часто учитель автоматически выбирает один метод(повышение голоса), который не приводит к желаемым результатам, а только ухудшает самочувствие и педагога и учащегося.
свернуть
поделиться в: