Признакии насилия

Буклет "Признаки сексуального насилия"

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

 

Чего не стоит делать

  • не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  • не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

 

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

 

свернуть

Признаки поведения детей, подвергающихся насилию

26.09.2023
  1. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  2. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  3. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  4. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  5. При медосмотрах отказ ребенка раздеться, чтоб скрыть синяки и раны на теле.
  6. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, рвоту, боли в животе и т. п.).
  7. Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери, педагогу.
  8. Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
  9. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
  10. Чрезмерное стремление к одобрению любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
  11. Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
  12. Проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
  13. Заниженная самооценка.
  14. Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, суицидальные попытки или высказывания.

Наличие более 2–3 признаков могут свидетельствоать о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному).

Какие наиболее характерные о с о б е н н о с т и в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения:

  1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  2. На жалобы по поводу поведения ребенка в ОУ реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  3. Часто меняют детского участкового врача, переходят из одного ОУ в другое.
  4. Противоречивые или путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ давать объяснения по этому поводу.
  5. Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива исходит от постороннего человека.
  6. Оскорбление или брань, публичное оскорбление ребенка.
  7. Негативная характеристика ребенка взрослым.
  8. Перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи.
  9. Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку.
свернуть
поделиться в: