Урок по теме «Сила трения. Трение покоя», 7 «А» класс

19.02.2024

Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла познания в естествознании.

Задачи урока

Образовательные:

  • знать определение силы трения,
  • приводить примеры силы трения в природе, технике, быту.
  • объяснять причины трения,
  • выделять особенности силы трения.

Развивающие:

  • уметь анализировать наблюдаемые явления и делать выводы,
  • планировать эксперимент по исследованию закономерностей трения.

Воспитательные:

  • познавательного интереса к процессу получения знаний и к урокам физики,
  • осознание учащимися ценности полученного знания,
  • понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира.

Оборудование и дидактические материалы:

  • демонстрационный динамометр,
  • брусок (значительного размера),
  • небольшая доска с разной степенью обработки сторон,
  • лабораторный динамометр, брусок,

Организационный момент

Вы уже познакомились с двумя видами сил, посредством которых происходит взаимодействие тел – силой тяжести и силой упругости. В ходе этого урока вы узнаете еще об одной силе. По вине, которой изнашиваются детали машин и механизмов, стираются подошвы обуви. Но именно благодаря этой силе мы можем кататься на коньках, на лыжах, да и просто ходить.

Актуализация знаний

Этап целеполагания

Как вы думаете, обо всех силах в природе мы уже знаем?

Нам необходимо изучить одну из самых важных сил – силу, которая сильнее бурь, ветров и непогоды, силу, которая дает нам возможность держать в руках предметы, заплетать косички, одевать одежду, сидеть на стуле, вбивать в стену гвозди, писать, ходить, а автомобилям ездить. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь.

Можете ли вы ответить на вопросы?

- почему бочку легче катить, чем тащить?

- почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает? 

- Почему мел оставляет след на доске?

- Какую роль играет слюна при глотании пищи?

- Для чего иголки тщательно полируют?

- Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»

Цель нашего урока разобраться со всеми «почему».  Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока

Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

изучение силы трения и её видов;

экспериментально установить от чего зависит сила трения,

так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения.

Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации

Почему останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали, автомобиль, после выключения двигателя.

Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения (уменьшения в наших опытах) является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.

Что это за сила? Как вы думаете, куда будет направлена эта сила?

Сила трения возникает между поверхностями двух взаимодействующих тел. Если одно тело движется по поверхности другого, сила трения всегда направлена против движения.

Давайте попробуем дать определение  силе трения (Сила трения – это сила, которая возникает при соприкосновении поверхностей тел и препятствует их движению)

«Открытие» нового знания.

Первые исследования трения проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен Кулон (1785г).

Сегодня вы проведете небольшое исследование, в ходе которого проанализируете, от чего зависит сила трения.

Причины возникновения трения: (устанавливают учащиеся на основе эксперимента)

- Как вы думаете, в чём главная причина возникновения силы трения? (Неровность поверхности).

Когда поверхность одного тела движется по поверхности другого тела, то, даже если нам не видны бугорки, трещины, царапины, неровности – шероховатости на поверхностях тел, они начинают задевать друг за друга. Это и есть одна из причин возникновения силы трения.

Вывод: Сила трения возникает из-за шероховатости поверхностей. Эта шероховатость мешает движению одного тела по поверхности другого.

Вторая причина трения — молекулярное взаимодействие, которое приводит к прилипанию соприкасающихся поверхностей. Такое трение наблюдается на очень гладких поверхностях.

Вывод: сила трения между двумя стеклянными пластинами больше чем сила трения между деревянным бруском и хорошо отполированной поверхностью, видимо, потому что две поверхности стекла располагаются так близко друг к другу, что начинают действовать силы притяжения между молекулами. Причиной возникновения силы трения является межмолекулярное притяжение

Поэтому при транспортировке стекла, между стеклами делают воздушный зазор, или прокладывают стекла бумагой.

Сила трения покоя возникает при действии на неподвижное тело силы, направленной параллельно поверхности контакта этого тела с другим телом.

У силы трения покоя есть максимальное значение. Если увеличить силу натяжения пружины динамометра до этого максимального значения, тело придет в движение, а трение покоя сменится трением скольжения.

Значит:

Сила трения уменьшится, если силу трения скольжения заменить силой трения качения, использовать смазку, применять гладкую поверхность.  Для уменьшения силы сопротивления используют обтекаемую форму, например, самолеты и скоростные машины имеют обтекаемую форму.

Сила трения увеличится, если увеличить шероховатость поверхности, увеличить силу давления на поверхность.

Физкультминутка

Проверим себя: Ответы: 1-4, 2-3, 3-2, 4-2, 5-3взаимопроверка или самопроверка.

V.Домашнее задание § 27 упр 11 (3,4)

Творческое задание:

Теперь, когда вы изучили свойства силы трения, попробуйте облегчить задачу своим друзьям или членам семьи в следующей ситуации. Требуется передвинуть из одного угла комнаты в другой тяжелый шкаф. Что вы посоветуете?

Рефлекция. Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.

Спасибо за урок! Урок закончен.

поделиться в: