Если вам не нравятся друзья сына или дочери

Мамам и папам хочется, чтобы дети дружили с хорошими мальчиками и девочками, которые не будут оказывать на их чадо дурного влияния.

Друг непременно должен хорошо учиться в школе, не курить, не ругаться матом, не «болтаться» на улице. «А то, не ровен час и наш за ним потянется» - переживают родители. А уж если совершил сын или дочка проступок, то это «дружок на него плохо влияет».

В ситуации, когда ребёнок или подросток поступил не лучшим образом, удобно обвинить приятеля или дурную компанию. Это гораздо легче, чем разобраться:

- Почему ребёнок сдружился именно с этим мальчишкой или этой девочкой? - Какие потребности, чувства, ценности толкают моего отпрыска к этой дружбе? - Какие потребности, ценности приводят сына или дочь к нежелательным поступкам?

Будьте готовы принять тот факт, что участвуя в совместной шалости или совершая социально не одобряемый поступок, сын или дочь шли на поводу собственной потребности, руководствовались собственной системой ценностей (или её отсутствием).

Разберитесь в том, что именно вам не нравится в приятеле ребёнка?

  • Если вы перечислили конкретные действия, поступки, то определите, какой смысл в них вкладываете, какие личностные качества приписываете.
  • Если, вы перечислили личностные качества (ленивый, невоспитанный, пустой и т.п.), то определите, опираясь на какие действия этих детей, вы сделали такой вывод.

Глубокое понимание пригодится вам, когда вы будете говорить с сыном или дочерью об этом человеке.

Разговаривая о приятеле, задавайте вопросы:

- Чем он тебе нравится?

Если ребёнок даёт обобщённые оценки, то задавайте уточняющие вопросы. Например: - Он добрый!... Что доброго делает? Как ты увидел, что он добрый?

- Он весёлый!... В чём это выражается? Что весёлого он делает? Приведи пример его веселого поступка?

Не забывайте резюмировать ответы ребёнка:

- Правильно ли я поняла, что тебе нравится, что он заботится о бездомных животных, подкармливает их. А как он относится к одноклассникам, родителям? Добрый ли он по отношению к ним?

- То есть, его «шутка» над учеником, который ..., тебе показалась весёлой? А что чувствовал ребёнок, над которым «шутил» твой приятель? Ему было весело?

Отвечая на ваши вопросы, сын или дочь может увидеть ситуацию с другой стороны и изменить отношение к ней. Резюмируя ответы ребёнка или подростка, вы даёте ему возможность услышать свои собственные, выстроенные в цепочку мысли и это тоже помогает увидеть ситуацию и поступок друга в новом свете.

- Есть ли что-то, что тебе не очень нравится во взаимоотношениях с другом? Что именно?

-Бывает ли так, что ты на него обижаешься или злишься? Из-за чего это бывает? Как ты думаешь, почему/зачем он это делает? Что ты думаешь по поводу этих поступков? - Что вас с ним объединяет?

- Что тебя отличает от него?

- Чему ты у него хотел бы научиться? В чём он может быть для тебя примером?

- В чём ты его не будешь поддерживать? Почему? Как ты будешь реагировать, когда он будет поступать таким образом?

- Чему он мог бы у тебя научиться? В чем ты можешь стать для него примером?

 

Задавая вопросы, вы учите ребёнка понимать других людей, анализировать отношения. А ещё, помогаете выстроить личную границу:

- Это мои потребности, а это его потребности!

- Это мои ценности, а это его ценности!

- Это мои цели, а это его цели!

Довольно часто это единственное, что стоит делать родителю. Конечно, велик соблазн запретить сыну или дочери общаться с неблагонадёжным приятелем. Этот способ кажется более легким в исполнении и надёжным: нет «плохого» друга - нет плохого поведения. Запретить конечно можно, но как проконтролировать выполнение запрета? Где гарантия, что сын или дочь не станут вам лгать или не заведут другого дружка с проблемным поведением.

Разговор с ребёнком — затратный метод. Он требует и времени и интеллектуальных усилий. Чтобы запретить, наругать, наказать не нужно напрягаться. Достаточно дать волю своим чувствам...

Помните, что разговаривая с ребёнком через вопросы, вы развиваете у него способность к критическому восприятию и критическому мышлению, формируете оценочное отношение к поступкам других людей и к собственным.

Исключением, является ситуация, когда подросток связался с криминальной компанией или с компанией, в которой регулярно употребляют алкоголь или наркотики. Такие ситуации - отдельная история. Но даже в этих случаях правильно заданные вопросы будут весьма полезны. Одними разговорами здесь проблему не решить. Часто нужны совместные действия с инспектором по делам несовершеннолетних, школой. Важно воздействовать не только на сына или дочь, но и на других участников антисоциальной компании.

Находите время для разговоров с ребёнком о его приятелях и друзьях. Помогайте ему понимать их чувства, мотивы, давать оценку поступкам.

Не впихивайте все перечисленные в статье вопросы в один разговор. Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности сына или дочери. Будьте тактичны и деликатны.

Затраченное на беседы время обернётся сторицей.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания.

 

Материал, Светланы  Цуркан

https://www.natpress.net/index.php?newsid=24854

поделиться в: