Типы уроков

1.Урок ознакомления с новым материалом.

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
  5. Постановка задания на дом.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Урок закрепления изученного.

Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:

  1. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.
  2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.
  3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.
  4. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Постановка домашнего задания.
  7. Урок применения знаний и умений.

2. Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.
  3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
  4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
  5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
  6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
  7. Урок обобщения и систематизации знаний.

3. Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи в отношении между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний, овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

  1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
  4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
  5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Урок проверки и коррекции знаний и умений.

4. Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока:

  1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.
  2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях.
  3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.
  4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
  5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.
  6. Подведение итогов (на данном и последующих уроках).
  7. Комбинированный урок.

5. Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

  1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
  4. Изложение нового материала.
  5. Первичное закрепление изученного.
  6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

  1. Проверка выполнения домашнего задания.
  2. Проверка ранее усвоенных знаний.
  3. Сообщение темы, цели и задач урока.
  4. Изложение нового материала.
  5. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
  6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
  7. Постановка домашнего задания.

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:

  1. Мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершаются постановкой интегрирующей цели урока.
  2. Входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее).
  3. Работу с новым материалом.
  4. Закрепление изученного.
  5. Завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке).
  6. Рефлексию.

Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке.

поделиться в: