Юный медиатор

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школьная служба медиации – это служба примирения, которая является социальной службой, действующей в школе на добровольной основе учащихся, педагогов, родителей (далее – ШСМ).

1.2. Служба примирения действует на основании действующего законодательства Республики Беларусь, Устава школы и настоящего Положения.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Целью деятельности ШСМ является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтных ситуаций.

2.2. Задачами деятельности службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных встреч для участников школьных конфликтов.

2.2.2. Обучение учащихся, педагогов, родителей методам урегулирования межличностных отношений.

 

  1. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной встрече.

3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе встреч сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья  и безопасности.

3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

 

  1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

4.1. В состав службы могут входить учащиеся 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных встреч.

4.2. Руководителям службы может являться педагогический работник, прошедший обучение технологии школьной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся, педагогам, входящим в состав службы примирения, функции и обязательства сотрудников службы примирения, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами образовательного учреждения, школьной службой примирения.

 

  1. ПРАВА ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

5.1. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учащимися, педагогами и родителями.

5.2. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия.

5.3. Пользоваться, по согласованию с руководством школы, постоянным помещением для сборов и проведения примирительных встреч.

5.4. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.

5.5. Направлять в органы самоуправления и руководство школы предложения, связанные с проведением встреч примирения, разрешением конфликтных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов.

5.6. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении примирительных встреч.

5.7. Привлекать психолога, педагога социального и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных ситуаций.

 

  1. ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1. Школьная служба медиации получает информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, руководства школы, членов службы примирения.

6.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности организации примирительной встречи в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

6.3. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная встреча проводится с согласия классного руководителя.

6.4. Примирительная встреча начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе.

6.5. Во время проведения встреч примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае, если служба примирения поставила в известность руководство школы о начале проведения программы примирения, руководство школы обязано обеспечить невмешательство в конфликт работников школы.

6.6. Руководство школы совместно с руководителем службы, учащимися-медиаторами принимают решение о времени проведения медиативных встреч. Учащиеся-медиаторы приглашают конфликтующие встречи по вторникам и четвергам после уроков (согласно школьному расписанию).

6.7. При необходимости (острый конфликт, требующий немедленного вмешательства) медиативные встречи проводятся в тот же день с небольшим интервалом времени после произошедшего конфликта.

6.8. При желании родителей, классного руководителя, одноклассников медиация проводится по договоренности руководителя службы, учащихся-медиаторов и стороны, которая обратилась с просьбой.

6.9. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

6.10. Программа примирения не проводится по фактам правонарушений, преступлений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

6.11. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения встреч примирения в каждом отдельном случае.

6.12. Если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном соглашении.

6.13. При необходимости служба примирения передает копию примирительного соглашения руководству школы.

6.14. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре (но не несет ответственности за их выполнение). При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. Оказывает содействие в социальной реабилитации конфликтующих сторон.

 

  1. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

7.1. Руководитель службы ведет журнал учета примирительных встреч, где фиксируется дата, кратко описывается конфликт, указыаются имена учащихся-медиаторов, отмечается, достигли ли примирения конфликтующие стороны.

7.2. В начале примирительной встречи между конфликтующими сторонами заключается договор на медиацию, а по окончании наиболее серьезных конфликтов учащимися заключается примирительное соглашение (они подписывают формуляр соглашения, в котором четко указывается, чего достигли стороны).

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

8.1. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

8.2. Руководство школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, проводит с педагогами разъяснительную работу, направленную на формирование конструктивного отношения к деятельности службы примирения.

8.3. Руководство школы содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными и другими организациями.

8.4. В сложных ситуациях в процесс урегулирования конфликтов косвенно вмешиваются организации, ответственные за дела несовершеннолетних (могут дать совет, понаблюдать за ситуацией).

поделиться в: