Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность

24.09.2020

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

«Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность проявлять

свои  права граждан и исполнять обязанности граждан» (С.Смайлс, английский писатель)

24 сентября 2020 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» учащимися 11-А класса было проведено ток –шоу «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Ведущая познакомила присутствующих с содержанием информационного блока, используя подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» (2019), содержащее информацию о правах и обязанностях граждан нашей страны.

1

За права детей, их жизнь и поведение обязаны нести ответственность родители. Чем старше становится ребенок, тем больше прав он приобретает. В то же время у него становится больше обязанностей и ответственности за их невыполнение.

 

Только в 18 лет человек становится полностью дееспособным, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности гражданина, а также нести за свои действия полную правовую ответственность.

В целях визуализации данной информации   для учащихся была представлена мультимедийная презентация.

2

3

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Блок «Активный – значит ответственный»

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

Никто не может быть освобождѐн от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.

 Учащимся были предоставлены следующие вопросы для обсуждения: 

  1. Как Вы думаете, почему государство, в котором у всех будут- только права, не сможет существовать?
  2. Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные- нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы?
  3. Что заставляет людей соблюдать моральные нормы? Приведите- ситуации, когда совесть побудила Вас совершить какой-либо поступок; запретила Вам совершать какие-либо действия; контролировала Ваши действия; призывала Вас изменить поведение.
  4. Что такое обязанности? Какие обязанности у Вас как у учащихся? Где перечислены Ваши обязанности как учащихся?

Свиридчук Роман в блоке «Учимся понимать друг друга» » ознакомил учащихся с тем, что школа – это целый мир, своеобразная модель социума. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет разрешать споры более безопасным для себя и окружающих способом; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.

В ходе беседы учащимся были заданы следующие вопросы для обсуждения: 

  1. Как Вы думаете, чем опасны конфликтные ситуации?
  2. Знаете ли вы о возможных правовых последствиях- неконструктивно разрешенных конфликтов? 
  3. Что в вашем понимании «ответственное поведение в- конфликтной ситуации»? Возможно ли полностью избежать возникновения конфликтных- ситуаций?
  4. Что необходимо предпринять для благоприятного исхода- конфликтной ситуации? Что бы вы включили в Правила конструктивного общения и поведения? Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с- которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
  5. Как Вы считаете, нужна ли в школе служба медиации? Могут ли учащиеся входить в состав школьной службы- медиации? Что может дать учащимся такой опыт?

 

 

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущим ток-шоу  были подведены итоги.

На вопрос ведущего: «Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?», учащиеся пришли к  такому выводу:

«Каждый- человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

поделиться в: