«Мы –граждане мирной и созидательной страны»

26.03.2020

26 марта 2020 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» среди учащихся 8 «Б» класса состоялась видеоконференция с помощником адвоката юридической консультации Столинского района Кулага Александрой Викторовной на тему «Мы –граждане мирной и созидательной страны» (День Конституции Республики Беларусь

Цель: познакомить учащихся с основным законом Республики Беларусь – Конституцией.

Задачи:

- создать условия для знакомства с понятиями «право», «обязанность»;

- познакомить с основными правами и обязанностями ребёнка;

- содействовать развитию внимания, мышления, связной речи;

- воспитывать чувство ответственности перед своей страной и окружающими людьми, правовую культуру личности.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

15 марта мы отмечаем государственный праздник — День Конституции РБ. В нашей стране Конституция — это основной закон, в котором прописаны права и обязанности каждого гражданина нашей республики, избирательная система, государственный строй. Благодаря Конституции любой человек в нашей стране имеет право на достойную жизнь и личностное развитие. День Конституции Беларуси несет в себе глубокое содержание, ведь главный закон в некоторой степени является отражением менталитета народа, зеркалом жизни страны, поэтому он непрестанно развивается вместе с развитием общества.

День Конституции в Беларуси — государственный праздник. Первая Конституция Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Позже она неоднократно менялась.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

В дальнейшем, 25 августа 1991 года, Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года.

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года.

Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей.

24 ноября 1996 года по результатам народного референдума в Конституцию РБ были внесены дополнения, а 17 октября 2004 года на референдуме из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока подряд.

Презентация

  

 

1.Содержание Конституции Республики Беларусь

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В первом разделе Конституции "Основы конституционного строя" дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе "Личность, общество, государство" закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан.

Третий раздел "Избирательная система. Референдум" закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов.

В четвертом разделе "Президент, Парламент, Правительство, Суд" определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел "Местное управление и самоуправление" определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия.

В шестом разделе "Прокуратура. Комитет государственного контроля" содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

В седьмом разделе "Финансово-кредитная система Республики Беларусь" устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

"Заключительные и переходные положения" содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Давным-давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там-Там, а другого Мне-Мне. Однажды встретились они под древним деревом.

— Послушай, Там-Там, — сказал Мне-Мне, — меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав.

— Наверное, мой друг, — ответил Там-Там, — это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова, соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила.

Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники Совета согласились с Там-Тамом и Мне-Мне. Не один час прошел в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали ее «Правильная гора». (открывается доска с «Правильной горой»)

Первое правило гласило о том, что каждый житель острова должен их соблюдать. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 1. Каждый должен соблюдать правила

На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Недавно жена моего соседа, - говорит Там –Там, - не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться не обязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее, третье, правило об образовании. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.

Мне-Мне сказал:

- А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от нее больше пользы, чем от какого-либо другого труда. А сосед настаивал на рыбалке — рыба полезнее и вкуснее, а охота — это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвертое правило о праве на труд. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.

Там – Там продолжил:

- Три дня тому назад меня хотели побить за то, что я забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моем месте!? Все согласились и приняли пятое правило — против бесчеловечного обращения. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

А как-то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое — о произвольном аресте. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешения войти, - сказал Там - Там. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А все из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило — о неприкосновенности жилища. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.

И еще одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер — о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое. (прикрепляется карточка с правилом)

Правило № 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила — законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми. Но и сейчас иногда эти правила нарушаются.

 

 

 

 

3.Права и обязанности

- Что же обозначает слово право? Слово обязанность? Какие права есть у вас? А обязанности?

Игра «Разрешается – запрещается»

- Сейчас я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать : «Разрешается или запрещается» .

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это … (разрешается).

Этот знак обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Это… (запрещается).

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это … (разрешается).

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это … (разрешается).

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

…(Разрешается).

Вот ребёнок груз несёт,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

… (запрещается).

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго …(запрещается).

 

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

4.Игра «Право или обязанность»

Группам даются карточки, которые нужно разделить на 2 группы («право», «обязанность») и прикрепить к доске.

Жить в семье.

Помогать родителям.

Получать образование.

Старательно учиться.

Получать медицинскую помощь.

Иметь достаточное количество воды и пищи.

Беречь природу.

Играть с другими детьми.

Соблюдать законы государства.

Иметь своё имя.

Уважать права других людей.

Заботиться о родителях.

Беречь школьное имущество.

Защита личной собственности.

 

  1. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 3. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 4. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

 

Я родным краем ганаруся

І ведаю — я не адзін.

Я грамадзянін Беларусі,

Зямлі сваёй адданы сын.

Усё, што тут, — маё па праву,

Свой лёс з Айчынаю дзялю.

Я нашу родную дзяржаву

Як маці мілую люблю.

І пашпарт беражна трымаю

Як пропуск у шчаслівы дзень.

І над маім жыццём лунае

Надзеі радасны прамень.

 

6.Викторина.

  • Когда была принята Конституция Республики Беларусь?

Правильный ответ: 15 марта 1994 года.

  • Сколько разделов содержит Конституция Республики Беларусь?

Правильный ответ: Восемь.

  • Государственным языком в Республике Беларусь является?

Правильный ответ: Белорусский и русский языки

  • Сколько Конституций действовало в Республике Беларусь?

Правильный ответ: Пять (1919, 1927, 1937, 1978, 1994)

  • Назовите форму государственного устройства Республики Беларусь?
  • Правильный ответ: Унитарное демократическое социальное правовое государство
  • Всемирный день ребенка празднуется …..

Правильный ответ: 1 июня

  • День Независимости Республики Беларусь?

Правильный ответ: 3 июля

  • Какой документ имеет высшую юридическую силу в Республике Беларусь?

Правильный ответ: Конституция Республики Беларусь

  • Срок полномочий Президента Республики Беларусь?

Правильный ответ: 5 лет

  • До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним?

Правильный ответ: До 18 лет

Учитель:

Давайте вспомним, какие права имеют дети.

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Право на труд

Презентация

7.Игра «Право или обязанность».

Группам даются карточки, которые нужно разделить на 2 группы («право», «обязанность») и прикрепить к доске.

Жить в семье.

Помогать родителям.

Получать образование.

Старательно учиться.

Получать медицинскую помощь.

Иметь достаточное количество воды и пищи.

Беречь природу.

Играть с другими детьми.

Соблюдать законы государства.

Иметь своё имя.

Уважать права других людей.

8.Рефлексия

поделиться в: