анализ работы 2023-2024г

Анализ

работы школьного библиотекаря

ГУО «СШ №1г.Давид-Городка»

за 2023-2024 учебный год.

 

Основные показатели работы школьной библиотеки

Наименование показателей

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Книжный фонд художественной литературы (на 01.01.22)

9074

9101

8989

9041

9189

Поступило за год

27

134

52

148

 

Выбыло за год

-

246

-

-

 

Книжный фонд учебников (01.01.22)

21116

20897

20418

20488

21922

Поступило

1958

1666

1614

1775

 

Выбыло

2176

2145

1544

341

 

Книговыдача

4518

4536

4634

4190

4442

Читатели

320

378

459

465

486

Посещения

3084

3520

3918

4055

4526

Посещаемость

9,6

9,3

8,5

8,7

9,3

Читаемость

14,1

12,0

10,1

9,0

9,1

 

 

Проведено за 2022-2023 учебный год

Количество

Мероприятий

11

Беседы, конкурсы, викторины, игры

28

Выставки

32

Мониторинг контрольных показателей работы библиотеки:

Читаемость ( интенсивность чтения – среднее число книг, выданных одному

читателю в год) – 9,1

По анализу можно сказать, что книжный фонд не достаточно используется

учащимися и педагогами. В следующем году усилить работу по пропаганде книги и методических материалов.

По анализу читательских формуляров можно сделать вывод, что самыми

читающими оказались учащиеся 2-х,5-х, 9-11-х классов.

Наиболее частыми посетителями библиотеки среди учителей являются:

учителя русского и белорусского языка. Остальные педагоги периодически обращаются в библиотеку за материалом для проведения классных часов и воспитательных мероприятий различной тематики.

Библиотека школы находится на 2-ом этаже, имеет отдельное помещение для хранения и выдачи основного фонда, имеется место для работы в библиотеке (читальный зал), кроме того, имеется дополнительное помещение, для хранения учебников. Место хранения учебников оборудовано удобными стеллажами.

 

В 2023-2024 учебном году школьная библиотека осуществляла свою деятельность согласно годовому плану работы библиотеки и школы.

Школьная библиотека — культурно-информационный центр. Здесь читатель может найти в течение года не только полезную литературу, а также провести свободное время, получить дополнительные знания и новые идеи. Среди детей младшего и среднего школьного возраста увеличилась потребность в информации. Всё больше учащихся желает читать познавательную литературу по экологии, истории, искусству, идеологического содержания. Главная задача библиотеки показать богатство книжного фонда через выставки книг, периодических изданий на разнообразные темы.

Организация основного фонда библиотеки.

Комплектование книжного фонда производится:

- через библиотечный коллектор;

- по безналичному расчету РОО через "Глобус",

- взамен утерянной литературы и учебников.

Динамику движения библиотечного фонда литературы и учебников можно отследить в таблице.

 

Сравнительный анализ движения фонда школьной библиотеки ГУО «СШ №1 г.Давид-Городка»

за период с 2018 по 2023гг.

 

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

-книга учёта библиотечного фонда школьных учебников;

-инвентарные книги (14 шт.);

-папки "Акты", "Накладные";

-картотека учета учебников;

-тетрадь учета изданий принятых взамен утерянных  учебников;

-тетрадь учета изданий принятых взамен утерянной литературы;

-читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно.

Содержание работы:

Работа с фондом учебной литературы:

-проводится диагностика обеспеченности учащихся  школы учебниками и учебными пособиями на  текущий учебный год;

-по мере поступления ведется обработка поступивших учебников, оформление накладных, составление отчетных документов;

-ведение  картотеки учебников; редактирование картотеки учебников;

-информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и пособий, (вывешиваются  в учительской списки новых поступлений учебников);

-проводится списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ.

Большая работа была проведена о порядке взимания платы за пользование учебниками и учебными пособиями на 2023-2024 учебный год. Родители имеющие право на освобождение от платы либо снижение платы за пользование учебниками и учебными пособиями учащимися, подают в школу заявление, а на основании этих заявлений школа пишет запросы в организации, где работают родители и в школу присылается подтверждение в том, что родители получают детское пособие.

Библиотека школы организует работу по формированию, учету и сохранности фонда в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими работу библиотеки. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем, совместно с классными руководителями проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, и на классных часах. Работу по сохранности учебного фонда необходимо продолжить и активизировать в новом учебном году.

Работа с фондом художественной и отраслевой литературы:

-в течение учебного года проводится работа по мелкому ремонту художественной литературы и учебников с привлечением учащихся  на уроках труда;

-ежегодно проводится списание литературы по ветхости (с отметкой актов списания в инвентарных книгах);

-в начале каждого календарного года проводится сверка библиотечного фонда в бухгалтерии РОО;

Работа библиотеки по вопросам обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями, сохранности и состоянием фонда учебной и художественной литературы курируется и находится на контроле у директора школы.

 Средств на приобретение художественной литературы почти не выделялось и только благодаря акции «Подари книгу школьной библиотеке», библиотечный фонд пополнился художественной литературой. 

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

младшего школьного возраста (1-4 классы);

среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

старшего школьного возраста (9 - 11 классы)

 

Работа с читателями:

 

- обслуживание читателей на абонементе: учащихся, работников школы;

- обслуживание читателей в читальном зале: учащихся, работников школы;

 

Работа с учащимися школы:

 

- проводится  обслуживание учащихся школы согласно расписанию библиотеки;

- проводится анализ читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщаются классным руководителям);

- ежегодно традиционно для учащихся начальных классов  проводятся экскурсии по библиотеке. Первоклассники знакомятся с библиотекой, правилами пользования библиотекой, бережным обращением с книгой. Для ребят  проводится викторина по сказкам и интересным загадкам.

 Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

 Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Подбирая материал к таким выставкам, стремимся рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги.

 Последняя неделя марта, традиционно, Неделя детской книги.

 Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

 

Работа с библиотечным активом:

- члены библиотечного актива привлекаются к рейдам - проверкам учебников;

- библиотечный актив, также привлекается к работе внутри библиотеки, проведению массовых мероприятий.

Работа с педагогическим коллективом:

2023-2024 учебный год богат знаменательными и памятными датами

Оказывалась помощь классным руководителям в подготовке массовых мероприятий, классных часов, информационных часов. Библиотека принимала активное участие в организации шестого школьного дня учебной недели, используя все формы и методы устной и наглядной агитации.

Массовая работа библиотеки

При составлении плана работы  библиотеки на текущий учебный год я руководствуюсь годовым планом ЗДВР школы. В плане работы школьной библиотеки находит отражение много этапов общешкольного плана. Конечно, это, в первую очередь, содействие реализации основных задач школы. Индивидуальная, массовая работа с читателями направлена на воспитание высокообразованной нравственной творческой личности учащихся.

Содержание работы:

Поскольку 80% информации человек воспринимает с помощью зрения, активно используются такие формы работы, как постоянно действующие выставки и тематические полки. В школьной библиотеке организуются выставки к знаменательным и памятным датам, а также есть постоянно действующие выставки и тематические полки . В течение всего года обновляются материалы к выставке "Знаменательные и памятные даты", регулярно меняется рубрика "Литературный календарь".

Конечно же, выставки сочетаются с другими формами индивидуальной и массовой работы, являются их неотъемлемой частью. Были также проведены  различные мероприятия с учащимися школы.

 

Литературные конкурсы, викторины, беседы:

Викторина «Весёлые вопросы»

«Посвящение в читатели»

«Неделя детской книги»

Выставка-беседа «Таланты родной земли».

Беседа «Книга- от древности к современности»

Беседа «Курить –здоровью вредить»

Беседа «По страницам Красной книги».

Игра «Программа «Кар или игра на букву «К»

Акция «Подари библиотеке детскую книгу»

Акция «Книжкина больница»

Игра «Угадай-ка»

Конкурс рисунков«Мой любимый сказочный  герой»»

Цикл бесед «Жители Давид-Городка в годы ВОв»

Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

Повышение профессионального уровня

Участие в заседании МО библиотекарей района, изучение специальной методической литературы, знакомство с опытом работы коллег.

Выводы:

В 2023/2024 учебном году в библиотеке применялись разнообразные формы и методы работы с читателем - это литературные викторины, уроки мужества, диспуты, мультимедийные викторины, громкие чтения и т.д.

В течение года оказывалась помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Подбиралась литература, оформлялись книжные выставки. Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в

2024/2025 учебном году:

Устаревший фонд литературы,

Недостаток детской литературы (для учащихся начальных классов);

Библиотечный фонд недостаточно пополняется справочной, методической литературой, недостаточно и электронных средств обучения.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

  1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить

новые формы приобщения детей к чтению.

  1. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в

год проводить акцию «Подари книгу школе».

  1. Продолжить работу над повышением качества и доступности

информации, качеством обслуживания пользователей.

  1. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к

здоровому образу жизни.

5.Пропаганда книг на военную тематику

6.Продолжить акцию «Подари книгу школе»;.

поделиться в: