Упражнения для развития интеллектуальной одаренности на урока

Упражнения для развития

интеллектуальной одаренности на уроках

Сундук мудрости

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.

Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.

Симпозиум

Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, незнайка, доцент, академик и т.д. Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

В гостях у сказки

Дан учебный текст. Его необходимо прочитать. Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность придуманного, юмор и необычность сюжета.

«Изюминка»

Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. После заслушиваются участников. Что нового они узнали из данного материала?

Необычный доклад

Читается текст. После надо передать содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передать такую записку соседу справа. Затем каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Ведущий: «Кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие?»

Миниатюра

Все участники распределяются на группы по 3—4 человека. Читается учебный материал, а затем каждая группа должна изобразить существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста. Затем следует обсуждение в группах прочитанного текста, выделение в нем главного. Оцениваем по десятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость и оригинальность изучаемого текста.

Совет добровольных обществ

Как известно, у каждого из есть какое-то хобби (т.е. любимое увлечение). Давайте представим, что все мы — общество охотников, орнитологов, нумизматов, рыболовов или автомобилистов. В общем, выберем, какое будет общество. После зачитывается заданный учебный текст как бы глазами выбранного специалиста. По очереди участники задают ему вопросы по тексту, исходя из того, что все являются членами этого общества. То есть задают вопросы по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только термины избранного общества. Кто задает вопросы с нарушением правил — выбывает из игры. Следует стараться придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому относятся участники. Выигрывает тот, кто останется.

Обнаружение ошибки

Участники читают учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Важно, чтобы все поняли содержание и главную мысль прочитанного текста. Теперь будет предложен этот же текст, но с измененным в определенных пределах содержанием. Основная задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. После самостоятельной работы каждого все вместе обсуждаем текст. Участники приступают к просмотру вновь предложенного текста. Помечают у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Через несколько минут обсуждают исправления. Смотрят, кто, сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Начинают с того, кого укажет ведущий. После обсуждения текста, если не все неточности замечены играющими, получены недостаточно точные и полные ответы: нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущения.

Занимательные истории

Участники знакомятся с учебным текстом. Они стараются мысленно выделить в нем ключевые слова. А затем на листочек в столбик выписывают эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько получится. Столбики готовы. Теперь начинается такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю.

История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом проводится конкурс, кто придумал самую занимательную и оригинальную историю на базе этих слов. На подготовку истории на основе выписанных ключевых слов отводится одна минута. Можно делать пометки на листочке, можете это делать в уме.

На завершающем этапе проводится конкурс забавных и занимательных историй, которые получились. Ведущий последовательно предоставляет слово всем желающим. Оцениваются результаты.