Тесты

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ?

Подчеркните один из двух вариантов ответа на каждый вопрос.

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям. Да. Нет.
  2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих. Да. Нет.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой артист. Да. Нет,
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да. Нет.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да. Нет.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да . Нет.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. Да. Нет.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким человеком, каким меня ожидают видеть. Да. Нет.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да. Нет.
  10. Я всегда такой, какой им кажусь. Да. Нет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:

Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на 1, 5, 7 вопросы; за ответ “да” – на все остальные.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

03 балла У Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы не способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые люди считают Вас “неудобными” в общении по причине вашей прямолинейности.

46 баллов У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях человек. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими.

710 баллов У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое окажете на окружающих.

свернуть

Опросник  «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (автор: А. А. Реан)

ИНСТРУКЦИЯ: отвечать на вопросы следует «да» или «нет». Если вы затрудняетесь ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», который означает как явное «нет», так и «скорее нет, чем да».

         Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, подолгу не задумываясь. Первый ответ, пришедший в голову, как правило, является наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Включаясь в работу, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности я активен.
  3. Склонен к проявлению инициативы.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказаться от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально высокие по трудности.
  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления;
  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность деятельности ухудшается.
  10. Склонен проявлять неустойчивость в достижений цели.
  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реально высокие.
  15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность снижается.
  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. В случае неудачи от поставленной цели как правило не отказываюсь.
  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ:

Да: 1,2,3, 6,8,10,11,12.14,16,18,19,20.

Нет: 4,5,7,9,13,15,17.

Обработка результатов.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается один балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

     Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

     Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

     Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

свернуть

Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

  1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорошо;

в) да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

  1. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаю, что смогу;

в) да, часто.

  1. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;

в) да, но только если мне это нравится.

  1. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, хочу научиться только самому необходимому;

в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

  1. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;

в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

  1. Профессию следует выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

  1. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

  1. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запомню только то, что меня интересует.

  1. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, по не совсем правильно.

  1. В свободное время Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.

  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) более-менее доволен (а);

в) не все удалось сделать.

  1. Когда Вы одни (одна):

а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;

в) иногда люблю помечтать,  о вещах, которые связаны с моей работой.

  1. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем нахожусь;

б) могу делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):

в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.

вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5, веру в себя;

вопросы 9 и 15 – постоянство;

вопрос 10 – амбициозность;

вопрос 12 и 13 – слуховую память;

вопрос 11 – зрительную память;

вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);

вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;

вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.

От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.

свернуть

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

0

1

2

3

4

5

6

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

 Очень часто

Всегда

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
  5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.
  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
  11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.
  18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я еще многое смогу достичь в этой жизни.
  22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 Ключ к опроснику

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8.13,14.16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личностных достижений

4,7,9,12,17,18,19,21

 

Уровни выгорания

Субшкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

0-16

17-26

27 и больше

Деперсонализация

0-6

7-12

13 и больше

Редукция личностных достижений

39 и больше

38-32

31-0

 

 

свернуть

Тест  на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова)

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с нами согласиться, и символом «-»,  если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
  3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
  4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
  5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
  6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
  7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
  8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
  9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
  10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
  11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
  12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?
  13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
  14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
  15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
  16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
  17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
  18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
  19. Выбивает ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
  20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
  21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
  22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
  23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
  24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
  25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех  пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ теста

Модели общения / № вопроса

Да «+»

Нет «-»

Дикторская «Монблан»

4, 6, 11, 15, 17, 23

1,7,8,9,12,13,14,16,18,19,20,21,22,24

Неконтактная

«Китайская стена»

9, 11, 13, 14, 15

1,7,8,12,16,18,19,20,21

Дифференцированное внимание «Локатор»

10, 14, 18, 20, 21

2,4,6,13,15,17,23

Гипорефлексивная «Тетерев»

9, 11, 15, 17, 23, 24

8,12,16,19,20,21,22

Гиперрефлексивная «Гамлет»

3, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25

2,5,6,11,13,23

Негибкого реагирования «Робот»

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23

7,8,9,11,16,21,24

Авторитарная

«Я – сам (сама)»

5, 10, 14, 15, 18, 24

2,8,16,21

Активного взаимодействия

«Союз»

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22

1,2,4,5,6,11,13,15,17,23

Если рассматривать стили общения в ракурсе двух вариантов: «дружеское раположение» или «заигрывание», то в диаде «педагог-учащийся» можно различить такие модели общения (О.Н. Бочарова).

  • Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
  • Модель «Китайская стена». Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности педагога.
  • Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик».
  • Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
  • Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.
  • Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся.
  • Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность учащихся.
  • Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.
свернуть