Детская агрессия и пути ее преодоления

 

Детская агрессия и пути ее преодоления

 


Уважаемые родители!

Сегодняшняя беседа посвящена проблеме детской агрессии. Эта тема не случайна. За последнее десятилетие во всeм мире отмечается рост насильственных действий, сопряжeнных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми.

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и насилия с экранов телевизоров.

Детская агрессия и пути ее преодоления и наблюдаем пропаганду агрессии дисплеев компьютеров.

Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только взрослые, как принято считать, но и дети.

С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)

Если же проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей, так как именно в семье реб?нок получает первый опыт поведения.

По мнению современных исследователей, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе жизнедеятельности через наблюдение соответствующего способа действий. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подч?ркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой реб?нок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.

Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

Выделяют 5 видов агрессии:

Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии: использование физической силы против другого лица. Реб?нку свойственно решать вопросы с позиции силы.


Косвенная агрессия — агрессия, окольным пут?м направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) либо ни на кого не направленная (крики в толпе, топанье и т.д.).

Раздражительность— готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (ругань, проклятия, угрозы). За словом в карман не полезет. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Как уже отмечалось, одной из важнейших причин агрессивности реб?нка является семья и семейные взаимоотношения. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Наиболее благоприятным для реб?нка является авторитетный (демократический) стиль воспитания, при котором он получает ценный опыт человеческих взаимоотношений и учится контролировать свои агрессивные импульсы.

 

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает.

Просто необходимо научиться контролировать собственные импульсы или выражать их в формах, приемлемых в обществе.

Вот именно здесь важную роль играет ранний опыт воспитания реб?нка в семье и эмоциональный фон детско-родительских отношений, так как для реб?нка самым важным примером является поведение и отношение родителей.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному реб?нку.

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит себе требовать от своего реб?нка то, что им самим в реб?нке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с уч?том складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это тоже тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

К примеру, сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого реб?нка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед реб?нком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла.

Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто.

Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины.

Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

 


Как же правильно реагировать на проявление детской агрессии?

Существует связь между наказанием и агрессивностью.

Ученые отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Замечено, если родители применяли суровые методы воспитания, то дети были высоко агрессивными во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало агрессии по отношению к родителям.

Кроме того, мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление (агрессию).

В то же время, пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики исследователи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать

усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам.

Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, кто под руку попадется, чаще всего – на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей.

При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них.

Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей.

Следствием этого являются серьезные отклонения в психическом здоровье ребенка (разнообразные неврозы);

глубокие нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, немотивированная обидчивость, мнительность, неуверенность, агрессивность.

Если же, несмотря на все усилия, вы, уважаемые родители, понимаете, что справиться с агрессивностью своего ребенка самостоятельно не можете, обращайтесь к психологу.

Поймите, что таким образом вы не «выносите сор из избы» и не расписываетесь в своей беспомощности, а наоборот: становитесь на защиту своей семьи.