Инновационная деятельность
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования»;
Сроки реализации инновационного проекта: 2017 – 2020 годы;
Состав участников реализации инновационного проекта:
- Калько Александр Михайлович, учитель математики и информатики первой квалификационной категории;
- Марчук Эдуард Григорьевич, учитель географии первой квалификационной категории;
- Капитанов Александр Викторович, учитель физики высшей квалификационной категории;
- Вабищевич Виктор Васильевич, учитель истории и обществоведения высшей квалификационной категории;
- Кудласевич Нина Андреевна, учитель биологии первой квалификационной категории;
- Торчило Валентина Алексеевна, учитель химии первой квалификационной категории;
- Гулакова Ирина Матвеевна, учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории;
- Сыса Валентина Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории;
- Матусевич Виктор Николаевич, заместитель директора по учебной работе, учитель химии высшей квалификационной категории.
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРСКОМ КЛУБЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цель и задачи, основные функции деятельности Тьюторского клуба, права и ответственность его членов.
1.2. Тьюторский клуб – добровольное творческое объединение обучающихся, педагогов с тьюторской позицией учреждения образования, преподавателей, аспирантов, студентов учреждений высшего образования.
1.3. Тьюторский клуб может иметь свое название, эмблему, девиз.
2. Цели и задачи
2.1. Цель: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения.
2.2. Задачи клуба:
2.2.1. Обеспечить условия для проведения исследовательской деятельности обучающимися, разработать индивидуальные программы исследовательской деятельности обучающихся и обеспечить тьюторское сопровождение их реализации.
2.2.2. Повысить профессиональную компетентность членов клуба.
2.2.3. Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы в массовую педагогическую практику.
2.2.4. Готовить обучающихся к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранному профессиональному направлению, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области, содействовать социализации обучающихся.
3. Содержание деятельности.
Деятельность членов клуба включает в себя четыре этапа:
1. Мотивация и привлечение обучающихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности, простейшим методикам исследований по различным темам.
2. Диагностирование потребностей и приоритетов обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направление исследования, составление индивидуальной образовательной программы.
3. Реализация индивидуальной образовательной программы по выбранной теме исследовательской работы.
4. Повышение тьюторантом своего уровня исследовательской компетентности посредством использования полученного опыта исследовательской деятельности для тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
4. Организация и формы работы
4.1. Тьюторский клуб возглавляет педагог с тьюторской позицией или тьютор (президент, председатель или др.), который избирается членами клуба.
4.2. В состав тьюторского клуба входят обучающиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью, педагоги учреждения образования с тьюторской позицией, преподаватели, аспиранты, студенты учреждений высшего образования.
4.3. Формы работы: консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), тренинги, образовательные события, объединения по интересам, организация интеллектуально-творческих состязаний, научно-практических конференций, фестивалей и др.
5. Права и обязанности членов клуба
5.1. Тьютор, педагог с тьюторской позицией имеет право:
5.1.1. вносить предложения по совершенствованию деятельности тьюторского клуба;
5.1.2. участвовать в республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах и т.д.
5.2. Тьютор, педагог с тьюторской позицией обязан:
5.2.1. осуществлять поэтапное тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся;
5.2.2. определять тематику индивидуальных программ мини-исследования в рамках инновационного проекта;
5.2.3. помогать тьюторанту в разработке индивидуальной исследовательской программы;
5.2.4. постоянно заниматься поисково-исследовательской деятельностью, проводить самостоятельные исследования, активно участвовать в реализации коллективных проектов;
5.2.5. участвовать в работе постоянно действующего семинара по освоению технологий тьюторского сопровождения и организации исследовательской деятельности учащихся;
5.2.6. проводить тьюториалы, тренинги, индивидуальные и групповые консультации и т.д.;
5.2.7. изучать информационные, организационные и научно-методические, нормативные ресурсы по организации деятельности тьюторского клуба;
5.2.8. вести отчётную документацию.
5.3. Тьюторант имеет право:
5.3.1. выбирать тематику исследовательской деятельности;
5.3.2. на реализацию индивидуальной программы исследовательской деятельности посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами;
5.3.3. вносить коррективы в индивидуальный образовательный план;
5.3.4. на установление и поддержку социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного с использованием интернета;
5.3.5. на консультацию тьютора и педагога с тьюторской позицией;
5.3.6. участвовать в тренингах личностного и профессионального развития и саморазвития;
5.3.7. вносить предложения по совершенствованию деятельности тьюторского клуба.
5.4. Тьюторант обязан:
5.4.1. составлять карту личностных интересов и самоопределения;
5.4.2. реализовывать индивидуальную программу исследовательской деятельности посредством посещения учебных занятий, факультативов, тьюториалов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, заниматься самообразованием;
5.4.3. участвовать в интеллектуально-творческих конкурсах, научно-практических конференциях;
5.4.4. обобщать материалы по проведенному исследованию, анализировать, систематизировать и оформлять портфолио исследователя.
6. Финансирование, материально-техническое обеспечение
6.1. Финансирование клуба осуществляется в пределах имеющихся внебюджетных средств.
6.2. Руководство учреждений образования, тьюторы, педагоги с тьюторской позицией создают необходимую материально-техническую базу, обеспечивают постоянное совершенствование материально-технической базы.
Должностные (функциональные) обязанности руководителя инновационной деятельности.
Руководитель инновационного проекта, директор:
- организует управленческое, кадровое, материально-техническое обеспечение, выполнение программы и календарного плана инновационной деятельности;
- руководите разработкой локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность методических структур, обеспечивающих эффективную реализацию инновационного проекта;
- предоставляет по требованию консультанта справку о промежуточных результатах инновационной деятельности и другие материалы;
- ежегодно предоставляет в региональный институт развития образования справку о промежуточных результатах инновационной деятельности;
- заключает договор с консультантом инновационного проекта о сотрудничестве;
- осуществляет контроль за ходом и результатами внедрения инновационной модели в образовательный процесс в соответствии с нормативными и правовыми документами, регламентирующими инновационную деятельность;
- несет ответственность за ход и результаты инновационной деятельности, своевременность и качественность предоставляемой справки о промежуточных и итоговых результатах инновационной деятельности в учреждении образованиях, осуществляющие организационно-методическое обеспечение.
Должностные (функциональные) обязанности координатора инновационной деятельности.
Координатор реализации инновационного проекта, заместитель директора по учебной работе:
- обеспечивает организационно-методическое, учебно-методическое, информационное сопровождение инновационной деятельности;
- оказывает консультативную помощь педагогическим работникам в вопросах реализации инновационного проекта и ведения документации;
- осуществляет систематический контроль за ходом инновационной деятельности, качеством и своевременностью ведения необходимой документации, своевременно предоставляет необходимую информацию о ходе и промежуточных результатах инновационной деятельности руководителю инновационного проекта;
- осуществляет диагностико-аналитическую и рефлексивную деятельность, обобщает материалы и составляет справку о промежуточных и итоговых результатах инновационной деятельности.
Должностные (функциональные) обязанности педагога психолога участника инновационной деятельности.
Педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности:
- планирует работу и осуществляет педагогические исследования в рамках инновационного проекта;
- отбирает диагностический инструментарий и разрабатывает необходимые материалы;
- осуществляет диагностику в рамках инновационного проекта;
- оказывает консультативную помощь субъектам инновационной деятельности;
- предъявляет руководителю, консультанту, координатору инновационного проекта необходимую информацию;
- ведет необходимую документацию в соответствии с требованиями;
- принимает участие в подготовке справки о промежуточных и итоговых результатах инновационной деятельности.
Должностные (функциональные) обязанности педагогов участников инновационной деятельности.
Педагоги, участники инновационной деятельности:
определяют тему педагогического исследования в рамках инновационного проекта;
осуществляют образовательную деятельность в рамках инновационного проекта;
организуют педагогическое исследование в соответствии с программой инновационного проекта;
ведут дневник участника инновационной деятельности в соответствии с разработанными требованиями (не реже 1-2 раза в две недели);
осуществляют диагностику инновационной деятельности в соответствии с критериальной базой;
обобщают инновационным педагогический опыт;
предоставляют руководителю учреждения образования справку о промежуточных и итоговых результатах инновационной деятельности за учебный год;
организуют работу с законными представителями учащихся через систему индивидуальных консультаций.