Советы психолога

Десять секретов успешного проведения родительского собрания.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

 

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
  3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
свернуть

Признаки, указывающие  на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение

Памятка педагогу! Внимание!

Как правило, степень опьянения не всегда определяется только количеством принятого спиртного на один кг веса, опять же индивидуальной переносимостью алкоголя и состоянием организма. Картина  алкогольного опьянения всегда и напрямую зависит от реальной степени такого опьянения. Так при легком опьянении  отмечаются  раскованность, повышается общительность человека, снижение его самоконтроля и, конечно же, самокритики. Конечно, характерным признаком является запах алкоголя изо рта. И если увидеть признаки алкогольного опьянения у подростка обычно не составляет труда, то с наличием признаков, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотик - сложнее.

Если Вы обнаружили подобные признаки, следует насторожиться!

Основные признаки:

  1. следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);
  2. наличие у подростка свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;
  3. наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из под лекарственных или химических препаратов;
  4. тряпочки, пахнущие толуолом, пустые тюбики из-под клея, бензина, пустые баллончики из-под лака для волос; пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;
  5. папиросы (особенно «Беломор») в пачках из под сигарет;
  6. расширенные или суженые зрачки, блеск глаз;
  7. нарушение речи, походки при отсутствии запаха алкоголя;
  8. особенности поведения: беспричинное веселье, отрешенность, заторможенность, стремление к контакту и др.

Дополнительные признаки:

  1. изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;
  2. снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям;
  3. увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
  4. утомляемость, погружённость в себя, невнимательность, ухудшение памяти;
  5. плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность, снижение веса;
  6. внешняя неопрятность, покрасневшие или мутные глаза.

 

 

 

 

 

Признаки, указывающие  на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение

 

  1. Внешние  признаки  наркопотребления независимо от вида наркотика

 

Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.

Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества, не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта

Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век.

Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.

Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.

Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные, зрачки.

Изменение настроения: явноне соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много   говорить,   которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.

Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).

Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание инеустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.

Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.

Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).

Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.

Изменение сознания: нарушение, помрачение.

 

  1. Места сокрытия наркотиков

 

Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.

Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).

Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т. п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.

Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т. д.

Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических  средств.  С  целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.

При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность.        Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.

Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.

 

свернуть

Признаки депрессии у детей и подростков

Дети и подростки – одна из самых психологически уязвимых групп в силу неразвитой и нестабильной психики. Депрессиям подростки и дети подвержены больше, чем взрослые люди, а последствия депрессии еще опаснее.

Еще 20 лет назад детские депрессии отрицались психологами и психиатрами. Тогда они рассматривались как реакции зрелых или созревающих личностей. Однако сейчас известно, что активное усвоение мира и себя – это почва для тревог и страхов, которые часто и порождают детскую депрессию.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря    свойственной    детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение  интереса к обуче­нию

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Постоянное чувство вины

Непослушание

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, су­жение зоны комфорта

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или нарко­тиками

Снижение общительности

Плохая успеваемость

Агрессивные действия

Прогулы в школе

Младший школьный возраст

Предшествующие поведенческие особенности и бред нарастают, переходят в биполярное расстройство или эмоциональное равнодушие как расстройство эмоционально-волевой сферы. Дети способны проговаривать свои ощущения, они фиксируют у себя плохое настроение, скуку, беспочвенную вину, негативно оценивают себя.

Возрастает фантазирование, страдает учебная успеваемость. Из-за агрессии и размытого образа Я страдают отношения со сверстниками, учителями, родителями. В этом возрасте сигнал депрессивных и суицидальных тенденций – фраза «Вам без меня будет лучше», обращенная к родителям.

Подростковый возраст

Младшие подростки

В 9-10 лет у детей встречается невротическая депрессия, которую характеризуют накопительные аффективные расстройства, не всегда соответствующие ситуации. Наблюдается тоска, чувство подавленности, несвободы, «дыры в душе». Подростковая депрессия во многом напоминает взрослую депрессию. Отмечаются нарушения поведения, характерные для этого возраста. К предшествующим изменениям добавляется тревога.

К характерным проявлениям депрессии у младших подростков относится:

проблемы в учебе и межличностных отношениях в школе;

  • заторможенность, «залипание», долгое неподвижное сидение в одной позе;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • вялость;
  • пассивность;
  • скука;
  • раздражение как ответная реакция на просьбы родителей;
  • тайный плач;
  • капризы;
  • отстраненность;
  • чувство отверженности;
  • неопределенное желание смерти.

Старшие подростки

Тревога, свойственная младшим подросткам, за 4-5 лет превращается в хроническую тревожно-тоскливую депрессию, с частыми приступами депрессии, не зависящими от условий окружающего мира. Дополняют картину проявление кризиса подросткового возраста, в частности биполярность (переменчивость и противоположность) настроений:

  • ранимость и показная дерзость;
  • застенчивость и развязность;
  • чувствительность и холодность;
  • независимость и выраженная жажда быть замеченным и признанным;
  • отрицание авторитетов и подражание кумирам;
  • философствование и фантазирование.

На фоне подростковых особенностей поведения развивается астеническая и меланхолическая депрессия, дисфорическая, соматизированная (психосоматическая) и ассоциативно-ускоренная. Депрессии, обусловленные реакцией на травмирующее событие (психогенные), протекают с выраженной дезорганизацией психических процессов и вегетососудистыми нарушениями. Последствие кризиса и депрессии – девиантное поведение.

Юношество (старшие классы)

Подростковые депрессии в юности приобретают следующие формы:

Апатическая форма. Личность страдает от пропажи душевных сил и отсутствия интересов. Наблюдается отставание в учебе, апатия. Больной способен целый день провести в постели или в кафе, ничем не занимается, прекращает следить за своим внешним видом. Среди девиаций – выпивка, хулиганство, половая распущенность.

Оппозиционная форма. Молодой человек конфликтует с родителями и учителями. Поведение бунтарское, наблюдаются побеги из дома, хулиганство. Юноша не воспринимает нормы и правила. Встречается аутоагрессия и поведение «назло». Девиации – пренебрежение социальными обязанностями, обучением и работой; самоповреждение, попытки суицида; алкоголизм и наркомания.

Аскетическая форма. Главный признак – отказ от интересной и желаемой профессии, саморазвития, любви, прежних увлечений. Человек не верит в собственные силы, способности, возможности, перспективы. Он просто плывет по течению. Возникает отвращение к себе и жизни, пессимистичный взгляд на будущее, ожидание только неудач. Нарастает самоотречение и готовность к самоуничтожению.

Лабильная форма. Проявляется чередованием плохого настроения и упадка сил с подъемами настроения. Эпизоды длятся от нескольких часов до нескольких дней. На момент подъема больной дурачится, бунтует, убегает из дома ради поиска новых ощущений. Фундамент такого поведения – чувство бессмысленности жизни и собственной незначительности, комплекс неполноценности, внутренняя агрессия. Высок риск суицида.

Причины подростково-юношеских депрессий – одиночество из-за заниженной самооценки . Человек не может самостоятельно разорвать симбиотические отношения с родителями и преодолеть страх близости с другими людьми.

 

По материалам сайта:

https://psychologist.tips/2249-depressiya-u-podrostkov-i-detej-rekomendatsii-psihologa.html

свернуть

ЗНАКИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Поведенческие признаки:

-  внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

-  употребление спиртного и/или наркотических средств;

-  избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);

-  безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

-  безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

-  внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

-  внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свиде­тельствующие о суицидальной угрозе:

-  невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любы­ми средствами;

-  разочарование в удовлетворении психологических потребностей (по­требности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);

-  поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

-  присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невоз­можность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;

-  конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;

-  противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предот­вратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

-  прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;

-  шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленно­сти жизни;

-  уверения в беспомощности и зависимости от других;

-  прощание;

-  самообвинения;

-  сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

-  раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);

-  написание «записок-завещаний»;

-  несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, пита­ния;

-  самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активно­сти;

-  частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-  склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

-  психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ре­бенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публич­ное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

-  обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

-  действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чув­ство и ревность;

-  переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;

-  чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

-  страх позора, насмешек или унижения;

-  любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

-  чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

-  желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать непри­ятных последствий, уйти от трудной ситуации;

-  страх наказания, нежелание извиниться;

-  сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, пуб­ликаций в СМИ («синдром Вертера»).

свернуть

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показа­нием ряда следующих мероприятий:

1. Информирование родственников подростка о суицидальной опас­ности или действиях.

2.Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в шко­ле, так и в семье.

  1. Привлечение для консультации детского психиатра или психоте­рапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

Алгоритм действия при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:

А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцина­ций, психомоторного возбуждения).

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно ра­зубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди переста­нут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не мо­гу разбиться, сейчас я вам это докажу ...»).

Галлюцинации характеризуются  тем,  что  пострадавший   переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный мо­мент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голо­са, видит людей, чувствует запахи и прочее). В данной ситуации требуется:

1.Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи.

2.До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не на­вредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представ­ляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного.

3.Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредо­вую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) не­возможно.

Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечу­щееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реаги­рует на замечания и просьбы).

В данной ситуации:

1.Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2.Изолируйте от других учащихся.

3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хо­чешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4.Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с час­тицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги - стой», «Не размахивай руками - опусти руки», «Не кричи - говори тише»).

5.Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может сме­ниться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия — один из непроизвольных способов, которым организм чело­века «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.

В данной ситуации:

1.Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один).

2.Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул).

3.Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

4.Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

 

Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истери­ки).

Плач с суицидальными высказываниями.

В данной ситуации:

1 .Не оставляйте его одного.

2.Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

3.Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах.

4.Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выпла­каться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5.Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.

Истерический припадок (длится от нескольких минут до нескольких ча­сов).

Основные  признаки:  сохраняется  сознание,  чрезмерное  возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщен­ная, быстрая, крики, рыдания.

В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.

2.Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить пред­мет, резко на него крикнуть).

3.Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды»,«Умойся»).

4.После  истерики  наступает упадок  сил.  Уложите  пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.

5.Не потакайте его желаниям.

При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение.

Особенности коммуникации:

  • сохранять понимающую и вежливую позицию;
  • дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
  • принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относить­ся серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усилива­ется;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • избегать моральных оценок и директивного тона в беседе; проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  • избегать невыполнимых обязательств;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально кон­кретные);
  • избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в буду­щих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья - детские психиатры, психотерапевты, психологи).

свернуть

Внешние поведенческие признаки ребенка, находящегося в социально опасном положении

• Систематические опоздания в школу.

• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).

• Боится идти домой.

• Убегает из дома.

• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

• Часто беспричинно отсутствует в школе.

• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).

• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).

• Замкнут (или депрессивен).

• Агрессивен.

• Избегает физического контакта.

• Имеет следы побоев.

• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).

• Имеет неопрятный внешний вид.

• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.

• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.

• Преобладает низкая самооценка.

• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)

При наличии у ребенка четырех и более признаков
педагогу необходимо обратиться в социально-психологическую службу.

 

свернуть