Cоветы психолога

Как уберечься от насилия: памятка для детей и подростков

Правила простых «НЕ»: Будь осторожен при знакомствах. Не подходи к подъезду, когда там маячит незнакомец. Не выбегай из подъезда стремглав, спокойно открывай дверь. Никогда не соглашайся идти в гости к незнакомцам. Не вступай в разговор, если кто-то попросит закурить. Не садись в машину, ни в легковую, ни в грузовую. Опасайся медленно едущих рядом машин, не ходи близко к дороге. Если на улице кто-то долго и упорно идёт за тобой, обратись к патрульному милиционеру. Не сворачивай на тёмную улицу, когда тебе кажется, что за тобой идут. Не выставляй на всеобщее обозрение ключи от дома, сотовый телефон. Ты задержался допоздна в гостях, в компьютерном клубе - попроси близких встретить тебя. Если предполагаешь позднее возвращение, не одевай слишком открытую одежду, не наряжайся. Не играй вблизи дорог или стоящих автомашин. Не лазай в подвалы и на чердаки. Если ты уходишь из дому в отсутствие родителей, оставь записку, куда и с кем идёшь. Не назначай встреч в безлюдных, неосвещённых местах. Если незнакомец предлагает заработать большие деньги, не соглашайся. Если незнакомец пытается тебе что-то предложить то, о чём ты давно мечтал, скажи «нет».

Тебя угощают мороженным или соком - вежливо откажись или купи сам. В « подарок » могут подмешать психотропные средства. Если на улице стреляют, не выходи из дому, не подходи к окну. Если тебя насильно сажают в машину, кричи: « Меня зовут... Меня хотят украсть! » Будь осторожен! Помни: оскорбления, запугивания, угрозы - тоже насилие. И это не твоя вина. Это преступление, за которое ответственность должен нести обидчик. До нападения: узнай заранее, кто может тебе помочь (родные, близкие, друзья, соседи, милиция). Во время нападения: обороняйся и защищай себя; зови на помощь как можно громче; постарайся вызвать милицию. После нападения: расскажи о своей беде людям, которым ты доверяешь; обратись в милицию. Никто не заслуживает насилия: не вини себя, когда тебя избивают, оскорбляют, грабят. насилуют. Если это случилось снова. То может стать ещё опаснее. Обратись за помощью прямо сейчас

Каждый ребенок имеет право на защиту!

свернуть

ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Практические навыки саморегуляции: расслабление, дыхание, самовнушение

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием. Эти приемы саморегуляции способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон и усиливают мобилизацию ресурсов организма.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно использовать в любых ситуациях.

 

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • длительный сон;
  • еда;
  • общение с природой и животными;
  • массаж;
  • движение;
  • танцы;
  • музыка;
  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Но подобные средства нельзя использовать непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и усиливает мобилизацию ресурсов организма.

 

Способы саморегуляция, связанные с управлением дыханием:

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Способ использования дыхания для саморегуляции.

  1. Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
  2. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
  3. На следующие четыре счета задержите дыхание.
  4. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
  5. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

  1. Концентрация – счет до 10 – закрыть глаза, медленно сосчитать до 10.

(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – злости, раздражения, хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоиться)

Вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга. Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив.

(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – плохое настроение, обиделся, устал; способ снимает напряжение, настраивает на позитив)

 

Способ саморегуляции,связанный с визуализацией– зрительное представление чего-либо образов, событий, мест.

Упражнение «Место покоя». Сесть поудобнее, закрыть глаза. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда - то были. А может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно.. Представьте себе его во всех деталях…Посмотрите вокруг, что вы видите…Прислушайтесь, возможно до вас доносятся какие-то звуки Возможно вы чувствуете дуновение ветра…Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте.. Это ваше место покоя.. А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза

Поделимся впечатлениями…. (в каких случаях используется этот способ?)

Этот способ позволяет регулировать свое состояние, успокоиться, восстановить силы

 

Способы регуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

  • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
  • Дышите глубоко и медленно.
  • Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
  • Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
  • Прочувствуйте это напряжение.
  • Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.

    Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.)

Упражнение «Когти тигра» напрячь кисти рук до боли, потом стали кошачьи лапы (2-4 раза)

Упражнение «Танк» - почувствовать подмышечные впадины, удержать предмет, расслабить (2-3 раза)

 

Способы регуляции, связанные с воздействием словом:

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы. Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях,

сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения.

 Способ 2. Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

  1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
  2. Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:
  • «Именно сегодня у меня все получится»;
  • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
  • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
  • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
  1. Мысленно повторите его несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

 

Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

 

Способы регуляции, связанные с рисованием

Рисование красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет, помогает избавиться от неприятных переживаний, особенно депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (правшам). При этом важно не наличие умения рисовать, а способность выразить свою эмоцию в абстрактной форме, через цвет и линию.

  1. Создайте рисунок, отражающий ваше внутреннее состояние.
  2. Возьмите яркие краски, ассоциирующиеся у вас с чувством радости, уверенности, свободы, и нарисуйте — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками.

 

Подобное эмоциональное насыщение очень важно. Его можно использовать для того, чтобы настроиться на «уверенное» состояние.

 

Приемы, способствующие снятию усталости перед сложной работой.

Если вы устали, но вам предстоит еще сложная работа или же произошло событие, которое выбило вас из колеи, и вы теряете контроль над ситуацией, рекомендуется сделать паузу для саморегуляции с использованием самоприказов успокоения.

Этап 1. Физические упражнения на растяжение мышц и на напряжение—расслабление наиболее подходящих и не занятых в работе мышц (10-15 секунд).

Этап 2. Расслабление мышц, но без дремотного состояния, с использованием следующих словесных формул, которые произносятся «про себя» в фазе вдоха (2,5 минуты):

  • Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  • Мои руки расслаблены и теплеют.
  • Мои руки полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
  • Мои ноги расслаблены и теплеют.
  • Мои ноги полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
  • Мое туловище расслабляется.
  • Мое туловище полностью расслаблено, отдыхает, хороший, приятный отдых.
  • Состояние приятного отдыха, покоя, расслабления.
  • Идет процесс восстановления.
  • Каждая клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.
  • Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.
  • Исчезли усталость и тревога. Я готов(а) действовать.

Этап 3. Мысленное представление наиболее значимых элементов в предстоящей деятельности (2 минуты).

Этап 4. Выполнение наиболее значимых действий (встать, улыбнуться, потянуться и т. д.) или произнесение самых основных аргументов (любых утверждений, способствующих самоодобрению и самоподдержке. Например: «Я справлюсь», «Я спокоен(а), счастлив(а) и уверен(а) в себе») (10-15 секунд).

Помните об улыбке как эффективном способе снятия нервного напряжения. Кроме всего прочего, улыбка очень украшает человека, на него приятно смотреть. Это еще один способ укрепить уверенность в себе.

Исходя из вышесказанного можно вывести «формулу уверенности»:

  • Сознательное создание осанки и мимики уверенного человека.
  • Искусственное привлечение ощущения внутреннего состояния радости.
  • Создание мысленного образа успеха, ощущение себя успешным человеком.

 Кроме того, существуют разные методы саморегуляции.

  • Найдите в ситуации что-нибудь хорошее
  • Поговори с кем - нибудь (другом, родителями, знакомыми)
  • Найди, кому еще хуже и попробуй помочь
  • Создай атмосферу не соответствующую настроению (поешь, включи музыку, переставь вещи в квартире)
  • Похвали себя и найди хорошие стороны
  • Поплачь, поругайся
  • Заведи дневник, попробуй вести записи
  • Утро вечера мудренее, ложись спать
  • Займись чем-нибудь (найди какое-нибудь дело)

Задай себе  вопрос:

  • В каком случае история могла быть безобидной?
  • Когда мне стало плохо, сразу или после ситуации?
  • Можно ли было предотвратить историю?
  • В этом виноват сам или кто-то еще?
свернуть

Как преодолеть тревогу и волнение на экзамене

Почти каждый из нас сталкивается перед экзаменом с таким явлением как волнение. Волнение перед экзаменом бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»).

Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу. Можно использовать следующие приемы самонастройки и аутотренинга.

         1. Самоприказ. Словесные формулы самоприказа играют роль пускового механизма.

         2. Прием «лобовой атаки». С помощью специально подобранных словесных формул, которые произносятся с чувством гнева, вы должны сформулировать отношение к экзамену.

         3. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, властным приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».

         4. Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или несколько слов, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет», «преподаватель». Этот прием необходимо использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

         5. Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения. Таким образом вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги.

         6. Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, который имеет все желательные для вас качества.

         7. Можно постараться реагировать на угрожающую ситуацию безразлично, оценивая ее аналитически, как предмет для изучения или интересное явление.

         8. Включение. Если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые волнуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по-другому.

Снять нервозность и напряжение при подготовке к экзамену можно, освоив аутогенную тренировку.

 

свернуть

ВЫПУСКНИКАМ (советы психолога) МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Метод Цицерона

Блестящий оратор Римской республики Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) приводил в восторг своих слушателей, т.к. излагал множество интересных фактов, но никогда не пользовался записями). Секрет его успеха был не только в феноменальной памяти, но и в умении пользо­ваться приемами запоминания. Перед своими выступления­ми в римском сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую, соединяя новую мысль с определенным уголком своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно повто­рял свой путь по дому и таким образом мог произнести речь, не прибегая ни к каким записям.

Метод ключевых слов

Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее вос­произвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить, как вспомнится вся фраза. Ключевые слова можно применять и при запомина­нии длинных текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каж­дом из .разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запом­нить. Таким образом, формируется некоторый костяк тек­ста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

 

Корсаков И. А. предлагает следующую последова­тельность работы с текстом:

  1. При чтении текста систематизируйте его по разде­лам, содержащим существенный комплекс мыслей. Можно сделать это мысленно или произвести соответствующие по­метки в тексте.
  2. Выберите для каждого раздела текста целесооб­разное ключевое слово. Учтите: не следует выбирать слиш­ком мало ключевых слов, с тем, чтобы не упустить ни одно­го существенного раздела текста, но и не следует использо­вать много ключевых слов, иначе их цепочка станет слиш­ком длинной.
  3. Ключевое слово должно способствовать воспро­изведению соответствующего раздела текста.

4. После выбора ключевых слов запишите их в опре­деленной последовательности. Соединяя со следующим ключевым словом, они дадут цепочку.

  1. К каждому ключевому слову ставится вопрос в со­ответствии с тем, в какой мере оно взаимосвязано с соответ­ствующим разделом текста. Повторите эту взаимосвязь до тех тор, пока хорошо не запомнить.
  2. Задайте вопрос, в какой взаимосвязи находятся два соседних ключевых слова.
  3. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом повторите всю цепочку ключевых слов, пока не запомните ее основательно. Возьмите любой текст и поупражняйтесь (можно поупражняться на этих же рекомендациях, тем самым лучше их усвоите).

 

Метод повторения Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторять информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т.п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредствен­но за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготов­ку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторе­ний, то работа может быть построена так:

1-й день - 2 раза

2-й день - 1 раз

3-й день - без повторений

4-й день - 1 раз

5-й день - без повторений

6-й день - без повторений

7-й день - 1 раз

3. Количество повторений должно выбираться с не­которым запасом. Следует придерживаться простого прави­ла: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропа­дала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз через 24 часа. Глав­ное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Там, где целесообразно, применяйте комплексный учебный метод. Большое количество информации можно запоминать с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихо­творная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего кон­текста, что затрудняет запоминание и приводит к увеличе­нию числа повторений. В отличие от этого, при комплекс­ном учебном методе вся информация, например текст, за­поминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.

При работе с большим по объему материалом трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединен­ные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором - по­вторяются первые части и заучивается следующая и т.д.

5. Формула ОВОД. Самым нерациональным и, тем не менее, самым распространенным методом запоминания информации является повторное перечитывание: текст чи­тается до тех пор, пока он не запомнится.

Повторное чтение окажется гораздо эффективнее, если будет содержать элементы активного повторения, пе­ресказа. Такими свойствами обладает предлагаемый метод чтения, позволяющий усвоить и запомнить материал доста­точно высокой сложности (например, какой-либо курс) за четыре повторения. По первым буквам четырех ступеней этого метода обозначим его ОВОД (основные мысли, вни­мательное чтение, обзор, доводка).

 

Основные мысли

Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей и их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их и повторите по памяти.

Внимательное чтение

Прочитайте текст еще раз очень внимательно, на этот раз обратите внимание на подробности. Увяжите под­робности с основными мыслями. Повторите несколько раз по памяти основные мысли текста со связанными с ними подробностями.

Обзор

Бегло просмотрите текст еще раз, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы увязали ос­новные мысли со связанными с ними подробностями. Для углубления понимания текста задайте себе вопросы по су­щественным пунктам.

Доводка

Вспомните самое существенное, повторив текст по памяти для самого себя или, еще лучше, для кого-нибудь другого. Ответьте при этом на свои вопросы. В этом случае более рационально по возможности уменьшить число по­вторных чтений. Правильнее вместо этого провести повто­рение текста по памяти. Число повторений определите самостоятельно, при этом повторения следует распределить как можно рациональнее.

Метод Вильяма Аткинсона

Золотое правило хорошего запоминания - интеллек­туальная работа с материалом. Чтобы хорошо запомнить материал, в процессе рабо­ты необходимо задавать себе вопросы, касающиеся предме­та:

1. Его происхождение и корень.

2. Причины его происхождения.

3. Его история.

4. Его качества и характеристические черты.

5. Предметы, связанные с ним.

6. Его употребление и применение.

7. Что он доказывает.

8. Его результаты и следствия.

9. Его конец и возможная будущность.

10. Ваше мнение о нем и причины этого мнения. Эти вопросы, считает Вильям В. Аткинсон, заставят вас классифицировать, привести в порядок, обсудить, рас­смотреть и определить различные свойства. Система разо­вьет у вас способности припоминать, мыслить, изучать и наблюдать. Не испытав, ввиду кажущейся простоты этой системы, не отказывайтесь от нее. Воспользуйтесь ей хотя бы на одном предмете при подходящем случае, и вы увиди­те всю ее полезность.

 

 

 

Как заметил Леон Милю, мы запоминаем:

  1. то, что нам нужно (чем мы постоянно пользуемся);
  2. то, что мы воспринимаем в определенном контек­сте (к которому нам еще предстоит вернуться);
  3. то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);
  4. прерванные действия (так как их приходится во­зобновлять).

Итак, эмоции, чувства - лучшие союзники при оказа­нии помощи памяти. Чем больше чувственных восприятий вы испытываете, тем больше шансов вспомнить что-то или кого-то.

Вовлечение чувств

Слуховая память. Составьте список из 6-8 слов, обо­значающих предметы. Выберете из списка 3 слова и со­ставьте с ними по паре рифмованных строк. Закройте спи­сок и проверьте, помните ли вы эти три слова лучше, чем остальные.

А теперь поработаем с кинестетической или «мышечной» памятью. Эту память мы используем при дви­жении (шаги в танце, игра на фортепиано, закрытие крана и т.п.). Попробуем закрыть дверь на замок. Делаем это теат­рально, сильно преувеличенно, утрируя усилие, с которым вставляем и поворачиваем ключ. При этом можно прибегать к танцевальным па и жестам, характерным для пантомимы. Теперь вы точно вспомните, закрыли или нет дверь.

Зрительная память. Мысленно представим какой-либо предмет. «Раскрасим» его необычным цветом или представим его огромного размера, «повернем» этот пред­мет и рассмотрим его с разных сторон. Трудно забыть этот предмет после таких действий с образом.

При работе с образом можно «добавить» вкус и ося­зание - это значительно увеличит шансы на вспоминание. Чем больше чувств участие в записи следов памяти, тем проще извлечение информации. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забра­сываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью, чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить инфор­мацию. Дайте простор для проявления своих способностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.

Метод 6 вопросов:

«Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?».

 

К этому методу прибегают на курсах журналистики в США. Этот метод подходит при работе с текстами.

Возьмите любой текст, можно художественный. Чи­тайте текст, держа в уме шесть вопросов: Кто главные дей­ствующие лица? Что именно происходит? Когда и где про­исходит действие? Почему и как? Время от времени оста­навливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

 

 

 

Метод для быстрой оценки информации

Этот метод основан на упомянутых ранее принципах (6 вопросах), но добавлены этапы:

бегло ознакомиться с текстом

задать вопросы  делать отметки при чтении

пересказать словами

просмотреть повторно

выберите текст.

бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

 

Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаго­ловки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении тек­ста, ищите на них ответы.

 

Сделайте в тексте отметки, выявляющие его струк­турную композицию, и при этом постарайтесь найти основ­ные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажите про себя эти идеи одну за другой. Сде­лайте краткие заметки. Повторно просмотрите текст, вновь акцентируя вни­мание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно дополнить существенными дета­лями.

Сравните свои заметки с текстом, чтобы закрепить усвоение текста.

Обратите внимание на то, что вы забыли, а так же на то, что вспомнили. Сделайте собственные замеча­ния: удалось ли вам найти ответы на все вопросы, выяснили ли вы точку зрения автора, есть ли у автора противоречия, предрассудки, ошибочные суждения и т.п.

Попробуйте вы­разить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Та­ким образом, вы разовьете свое критическое чувство и ста­нете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в актив­ной зоне вашей памяти.

 

Запоминание числовой информации Вербальный код

Люди с преобладанием вербальной (словесной, слу­ховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа:

 

ноль - моль

один - блондин

два - дрова

три - осетрина

четыре - черт в тире

пять - пятка

шесть - шерсть

семь - семья

восемь - осень

девять - дева

десять - деспот

Визуальный (зрительный) код может быть таким:

ноль - круг или овал

один - столб (свеча, кол)

два - близнецы (пара ботинок)

три - треугольник (трехколесный велосипед)

четыре - квадрат (4 лапы животного)

пять - пальцы руки

шесть - шестигранная игральная кость

семь - подсвечник на семь свечей

восемь - песочные часы

девять - улитка (ушная раковина)

десять - пальцы обеих рук

одиннадцать - футбольная команда

двенадцать - часовая стрелка в полдень

За разными системами стоят общие принципы:

1) замена абстрактного понятия конкретным обра­зом;

2) создание ассоциаций между образами;

3) подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией.

Попробуйте запомнить номер квартиры 579. Запи­шите свою историю.

             

 

Кодирование по зрительному сходству

В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

0=0

1 = Т или Г (главный элемент вертикальная палочка)

2 = П (буква на двух ножках)

3-3

4=ч

5=Б

6=С

7=У

8=В

9= р

Чтобы запомнить число нужно превратить его цифры в буквы, а с них будут начинаться слова, из которых соста­вим легко запоминающую фразу.

 

Свободные индивидуальные ассоциации

Последовательность цифр может навести на истори­ческие даты или «личные» события (дата рождения, год по­ступления в школу, окончания школы и т.п.)

1. Посмотрите на совокупность цифр

2. Разбейте число на маленькие группы цифр

3. Дайте простор своему воображению Например, 41- начало Отечественной войны, 45 - ее окончание, 17 - Октябрьская революция, 12 - нашествие Наполеона, 13 - чертова дюжина, 7 - седьмое небо и т.п.

Визуализация в чистом виде

Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображе­нии. После этого верните число на его первоначальное ме­сто; вы обнаружите, что его легко вписать в надлежащий контекст, - например, если речь идет об адресе - у двери дома, или на лифте. Повторяя число в слух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувст­венного восприятия.

Метод ассоциаций

Основой мнемических процессов, призванных об­легчить быстрое извлечение информации из памяти, являются ассоциации.

 

Ассоциации- это связи между образами, словами, понятиями. Ассоциации играют важную роль в процессе обучения. В нашем сознании ассоциации появляются непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.

Люди с феноменальной памятью непроизвольно ис­пользуют образные ассоциации, противоречащие логике. Так известный русский мнемонист Шерешевский мыслил образами, составлял фантастические картины в мозгу, как на большом экране.

Общение на экзамене

 

            Помните поговорку: «По одежке встречаю...». Как вы считаете, влияет ли одежда человека на отношение к нему других людей? Как вы думаете, правы ли взрослые, когда отказываются рисковать судьбой, идя устраиваться на рабо­ту или на важную встречу, одеваются консервативно, акку­ратно, со вкусом?

Давайте пофантазируем. Представьте, что вы препо­даватель, к вам на экзамен пришли молодые люди. Вы пы­таетесь угадать, из какого племени они? Вы начинаете нервничать, так как ваш интеллект, не позволяет быстро от­ветить на этот вопрос. Если вы возбуждены и не умеете рас­слабляться, плохо придется «бедным» студентам? Или все будет по-другому? А если вы не преподаватель, а один из тех студентов?

Вы, конечно, мо­жете проводить экспери­менты на экзамене, но не лучше ли выбрать другое время для них? По край­ней мере стоит знать о связи вашего внешнего вида и количеством до­полнительных вопросов экзаменатора.

Несколько слов о цвете одежды. Традици­онными мужскими явля­ются цвета: темно-синий, черный, серый, бежевый (для лета). Пиджак мали­нового,  зеленого  или желтого цвета воспринимается как пижонство, и вряд ли вызовет серьезное отношение к собеседнику.

Женскими считаются пастельные тона, здесь важно угадать тональность. Так, например, светло-голубой отте­нок создает холодное и отталкивающее впечатление. Розо­вый - ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости. Светло-желтый оттенок вызывает чувство незначительной бесцветности, а светло-зеленый, как правило, придает хо­лодность. Можно посоветовать одежду абрикосового, бело­го цвета или остановиться на классическом деловом костю­ме темно-синего цвета.

Вам легче будет определиться с одеждой, если вы представите мысленно человека, который отлично сдает все экзамены, уверен в себе. Присмотритесь, как он одет?

Построение ответа

            В любом предмете есть некая суть, стержень. Все ос­тальное - детали, ответвления - наращивается потом. В сво­ем ответе обязательно надо показать знание сути, умение строить причинно-следственные связи (на это надо обра­щать внимание еще при подготовке к экзамену - записывать или подчеркивать основные положения по каждой теме, во­просу, не забывая их потом повторять в слух, чтобы память «не спутала» узнавание и воспроизведение).

Когда вы готовитесь к ответу на вопросы билета (имеется в виду, уже сидя на экзамене), сразу тезисно напи­шите основные идеи, если время на подготовку позволяет, добавьте дополнительный второстепенный материал. Если вы знаете какую-то тему лучше, владеете дополнительным материалом, постарайтесь выйти на нее, хотя бы коснуться, но так, чтобы преподаватель заинтересовался, что же вы знаете?

Для ответа желательно заготовить материала как можно больше. Покажите готовность говорить о предмете «до утра», не бойтесь, преподаватель не позволит вам этого сделать.

Если при ответе вы волнуетесь, голос дрожит, не пу­гайтесь, ведь это естественно на экзамене, даже вызывает сочувствие, сопереживание у преподавателя. Если у вас есть что сказать, волнение скоро пройдет. А если сказать нечего, все равно пытайтесь рассуждать логически, ведь умение мыслить - высоко ценимое качество.

 

 

Территория

 

            У человека, так же как у животных, есть потребность иметь личное пространство, т.е. пространство вокруг своего тела - собственная воздушная оболочка. Размеры такой оболочки индивидуальны. Если человек жил в перенаселенной зоне, его личная оболочка небольшая, ес­ли он жил на больших пространствах, то оболочка будет большой. Но статистические данные следующие:

1. Интимная зона (от 15 до 45 см), из всех зон эта самая главная, т.к. именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникать в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмо­циональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.

2. Личная зона (от 46 см до 1.2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вече­рах, приемах, в школе, на работе.

3. Социальная зона (от 1.2 до 3.6 м). На таком рас­стоянии мы держимся от посторонних людей, от людей, ко­торых не очень хорошо знаем.

4. Общественная зона (более 3.6 м). На таком рас­стоянии мы общаемся с группой малознакомых людей, на­пример, лектор на лекции, оратор на митинге.

Чтобы не вторгаться в недопустимую зону и не вы­зывать агрессии, лучше подождать пока экзаменатор сам не покажет вам расстояние, на котором вы можете находиться (приглашение сесть на стул, который подвинут на рас­стояние, выбранное им).

 

 

Жесты

 

Расположить другого человека к себе можно с помощью жестов -показывая открытые ладони. Негативно влияют на собеседника ваши скрещен­ные руки, ноги, они сигна­лизируют ему, что вы не открыты, зажаты. Как бы не были вы напряжены, постарайтесь не скрещивать их. Не стоит имитировать раскованность (сильно жестикулируя, громко говоря, смеясь), как правило, это выглядит, как развязность и вызывает неприязнь или агрессию. Ведите себя скромно, уважительно (вы ведь на «чужой территории»), с достоинст­вом.

 

 

 

Отзеркаливание

Для   установления   полного взаимопонимания психологи рекомендуют пользоваться техникой «отзеркаливания», т.е. повторять жесты, позы, мимику, темп речи, громкость голоса. Такое копирование показывает человеку на подсознательном уровне, что вы его понимаете и разделяете его точку зрения.

 

Важно перед экзаменом создать положительную установку

на преподавателя, на экзамен

 

1. Не рассматри­вайте преподавателя как вашего врага. Даже если преподаватель сидит уг­рюмый, это не значит что он плохо относится к вам, просто он демонстрирует, так понимаемую им, бес­пристрастность.

 

2. У преподавате­ля тоже есть близкие лю­ди, которые сдают экза­мены, он сам когда-то сдавал экзамены, поэтому ему вполне понятно ваше состоя­ние.

 

3. Преподаватель заинтересован в учениках. Любой преподаватель хочет работать с талантливыми, увлеченны­ми людьми, помогите ему понять, что вы такой (а вы дейст­вительно такой, ведь иначе вы не занимались бы самосо­вершенствованием и не читали эту книгу!).

 

4. Если преподаватель начал вам что-то рассказы­вать, проявите искренний интерес к его словам, как бы не волновались вы в тот момент и не стремились быстрее за­кончить общение.

 

5. Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения.

 

6. Экзамен - это не конец жизни, жизнь длинная штука и в ней много важного и интересного. На экзамене вы постараетесь показать все самое лучшее - знания, свое мышление. Но экзамен - это только маленькая точка на ли­нии вашей жизни, не преувеличивайте значение этой точки.

7. Все будет хорошо!

 

                                                 

 

Успехов вам!

 

свернуть

Как научиться сдавать экзамены (советы психолога)

Подготовка к экзаменам

  1. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

 

  1. Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

 

  1. Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

 

  1. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

 

  1. Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

 

  1. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

 

  1. Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

 

  1. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

 

  1. При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

 

  1. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

 

  1. Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

 

  1. Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

 

  1. Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

 

  1. Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

 

  1. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

 

  1. За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

 

 

Накануне экзамена

 

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

 

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

 

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

 

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

 

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

 

 

Во время экзамена

Как вести себя на экзамене?

 Вот несколько полезных советов.

  1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
  3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

 

 

Что делать, если...

 

  1. — ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа
  2. — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.; — ...вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;
  3. — ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;
  4. — ...вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть»;
  5. — ...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;
  6. — ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;
  7. — ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;
  8. — ...вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;
  9. — ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;
  10. — ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию. И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

 

свернуть